История одного самолета



В сороковых годах на берегу Витима располагался первый гидропорт изыскателей БАМа. На самом сложном и труднодоступном участке от Байкала до Тынды главную роль в заброске и снабжении исследовательских групп отводилось авиации, никаких дорог не было и в помине. БАМовская эскадрилья насчитывала 26 самолетов, среди которых было два тяжелых АНТ-4.

В виду отсутствия не только дорог, но и аэродромов, посадочными площадками служили таежные озера и реки. 15 августа 1940 года самолет АНТ-4 с бортовым номером СССР-Ж11, вёз в район поселка Таксимо рабочих, продовольствие и грузы для буровой. Посадка на озеро закончилась трагически: при полном безветрии в ясную погоду пилот не смог точно определить свою высоту над зеркальной гладью воды. Самолет зарылся в воду и разрушился. В катастрофе погибли все находившиеся на борту...





Спустя четыре десятилетия бойцы строительного отряда "Комсомолец Бурятии" подняли самолет со дна озера. В 1994 году полноразмерный макет гидросамолета, изготовленный на Улан-Удэнском судостроительном заводе, был возведен на постамент как памятник погибшим изыскателям трассы Байкало-Амурской магистрали.





Подписаться на обновления этого блога

Я в других социальных сетях:

Метки:

Записи из этого журнала по тегу «авиа»

promo sergeydolya октябрь 29, 2014 09:07
Buy for 400 tokens
Скачать/Открыть презентацию рекламных возможностей вы можете тут. Сводный прайс доступен по ссылке. Если вы захотите разместить честную рекламу в этом блоге, то присылайте запрос на ящик: dolya@bigpicture.ru В моем блоге можно разместить рекламу. При этом каждый пост за который мне…
Re: мужественное решение!
Купи пару уазиков. Пока один в ремонте, второй в дороге. Раза в три дешевле будет ровера. И за город по грибы съездишь хоть разок в лето. Из Роверов в наших грязях гайки фонтаном бьют.
Re: мужественное решение!
Как то было у меня 2 "уаз"ика одновременно. В секунду один стал "донором органов" для другого! А самый кайф - когда в глухомани, в лесу, у тебя ломается или разбирается ШРУС! И ты понимаешь, что если не заменишь или не отремонтируешь его - до асфальта не доберёшься! Я короткий всегда в запасе возил, как и муфты подключения переднего моста. Я вообще пол.уазика с собой всегда запчастями возил, но это пришло только с опытом.

Edited at 2015-11-06 05:00 (UTC)
их дело продолжили другие! БАМ удалось построить, а вот северных ход Салехард- Игарка Хрущёв свернул не задолго до завершение и это обернулось миллиардными потерями при освоении Севера и Арктики! А казалось бы экономика должна быть экономной!
Уникальные экспонаты. В основном на таких постаментах ставят истребители разных лет. Кстати, про расстояние до воды помню учили в парашютной секции - в случае посадки на воду отстегнуть себя от системы и остаться сидеть на одной лямки. Выпрыгивать только при касания воды, так зрение уже 100 метрах может сигналить в мозг, что пора прыгать.

Edited at 2015-11-04 19:20 (UTC)
Про самолёт
Модель не полноразмерная, уменьшенная. Разбился самолёт на озере Баранчеевское, сейчас на берегу стоит памятник погибшим. Является одним из достопримечательностей посёлка наряду с горой Тунгуска, напоминающей спящую женщину. 56.347444°, 114.885955°
Ну какая это история то? История вот тут -
http://af1461.livejournal.com/153013.html?thread=1729462

На востоке бурятского участка БАМа, в широкой Муйской долине, недалеко от Витима – знаменитой Угрюм-реки, расположен крупный поселок Таксимо. Здесь начинается дорога на север – в Бодайбо, к золотым приискам. Здесь заканчивается электрифицированный участок БАМ – дальше на восток, до самого Тихого океана, поезда ведут тепловозы. Но среди новых каменных зданий, среди немногочисленных уже бараков образца начала 80-х, как пришелец из другого мира, стоит на высокой стеле старый самолет.

Для многих БАМ ассоциируется с комсомольско-молодежными отрядами, со всесоюзной стройкой 70-х и 80-х годов. Тогда строить дорогу помогала современная техника, вездеходы, вертолеты. Стоящий же в Таксимо самолет относится к концу 1930-х годов - как он оказался в новом бамовском городке?

История Байкало-Амурской магистрали началась много ранее победных 80-х. Еще в апреле 1932 года принято решение о ее строительстве. Годом позже начались изыскательские работы на восточном участке, а в 1936 – на части западного. До войны построить удалось немногое, но начало было положено. После 1945 года строительство БАМа отошло на второй план – в разрушенной войной стране было много других забот. Удалось лишь завершить Тайшето-Ленскую дорогу и участок от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани.
Вдоль всего протяжения будущей дороги велась наземная геодезическая съемка, работала специальная авиаэскадрилья аэрофотосъемки. На самом сложном и труднодоступном участке от Байкала до Тынды большую роль в заброске и снабжении изыскательских групп играла авиация. Вертолетов тогда еще не было, сколько-нибудь подготовленных аэродромов в том районе - тоже. Поэтому использовались гидросамолеты, способные совершить посадку на любое озеро или более-менее протяженный речной плес. Зимой их поплавки заменялись лыжами.
К началу 1940 г. бамовская эскадрилья насчитывала 26 самолетов, среди которых два тяжелых АНТ-4. Они обеспечивали работу изыскательских партий в Муйской и Чарской долинах, на Баргузинском, Северомуйском, Удоканском хребтах, во многих других районах по всей трассе.

Днем 15 августа 1940 года самолет АНТ-4 с бортовым номером СССР-Ж11 взлетел с реки Витим по направлению к среднему течению Муи. При посадке на озеро Борончеевское в районе современного Таксимо он потерпел катастрофу - при полном безветрии в ясную погоду пилот не смог точно определить свою высоту над зеркальной гладью воды. Самолет зарылся в воду и разрушился. В катастрофе погибли все находившиеся на борту - пилот Сергей Курочкин, прораб Козьмин, техник Цуренков и четверо рабочий изыскательской партии: Бабошин, Тарасов и Тихонов (фамилия четвертого неизвестна).
В конце декабря того же 1940 года неподалеку, на Шаман-горе, совершил вынужденную посадку аварию второй АНТ-4 под управлением А.С.Шведовского. Экипаж чудом уцелел после приземления на горный склон, хотя несколько человек и получили тяжелые повреждения. Через пять суток их нашла и эвакуировала спасательная партия.
Осенью 1981 года бойцы строительного отряда «Комсомолец Бурятии», работавшие на этом участке БАМа, подняли на лед озера остатки самолета СССР-Ж11, которые впоследствии в сильно поврежденном при перевозке виде были доставлены в музей ВВС в Монино. Остатки второго АНТ-4 в 1984 г. были вывезены с Шаман-горы в Северобайкальск, где впоследствии их следы затерялись в перестроечные времена.

В память о погибших при изысканиях трассы БАМа летчиках, геологах и изыскателях, недалеко от вокзала Таксимо и был установлен памятник – полноразмерный макет самолета АНТ-4. На берегу озера Борончеевское стройотрядовцы соорудили небольшой обелиск.
И еще, самые полные данные, что я видел - собраны по полярной авиации. Там под отдельными темами вся информация по отдельным самолетам. Причем многое из архивов и редких книг.

Есть конечно и двухтомничек Полярная авиация России, не из дешевых, но там такой подборки по отдельным бортам нет...