Как добывают первую арктическую нефть



Платформа "Приразломная" функицонирует в экстремальных условиях посреди дрейфующих льдов Печорского моря. Это единственное на сегодняшний день месторождение на арктическом шельфе России, где добыча нефти начата и продолжается уже полтора года. В 2014 году на Приразломном было добыто около 300 тысяч тонн нефти и по мере бурения новых скважин эта цифра будет расти. Планируется, что после 2020 года она достигнет уровня порядка 5 млн. тонн.

Каким образом поднимают на поверхность углеводороды спрятанные глубоко под землей, водой и полярными льдами, я расскажу в этом посте...

Сверху "Приразломная" выглядит очень загадочно:

2.

Чтобы понять устройство платформы, давайте посмотрим на её схему.

"Приразломная" состоит из нескольких частей: кессона, где находится хранилище нефти, промежуточной палубы, вспомогательного модуля, верхнего строения, жилого модуля и двух комплексов устройств прямой отгрузки нефти (сокращенно КУПОН).

От волн и льда "Приразломную" защищает специальная конструкция - дефлектор из высокопрочной стали. Это стена высотой 16 м, наклонённая верхняя часть которой предотвращает переливание набегающих волн и наползание льда. Буровая вышка надежно защищена от внешнего воздействия, что позволяет вести бурение в любую погоду. Грузоподъемность буровой - 547 тонн, она выдерживает силу ветра до 51 м/с:

3.

На платформе в вахтовом режиме каждый день работает около 200 человек персонала со сменой вахт через каждые 30 суток:

4.

Центральный пункт управления - это "мозг платформы", где происходит сбор и анализ информации о большинстве производственных процессов, а также управление ими:

5.

Во многих помещениях, где рядом находится нефть, запрещено фотографировать. Это на тот случай, чтобы не допустить воспламенения газа в случае искры в камере. Хотя я не припомню, когда последний раз искрил мой Nikon.
Все ходят с газоанализатором. Если кому-то надо что-то сфотографировать, используют специальный герметичный фотоаппарат, установленный внутри штуковины, напоминающей подводный бокс:
6.

7.

Главный бурильщик платформы "Приразломная":

8.

Бурение происходит на глубине около двух с половиной километров. Сейчас на платформе работают две добывающие скважины, по ним и качается нефть. При работе платформы используется принцип "нулевого сброса". Проще говоря, все отходы - буровой раствор, шлам, загрязненные дождевая вода и снег, - вывозятся на материк и утилизируются:

9.

Добытую нефть отгружают на один из двух челночных танкеров - "Михаил Ульянов" или "Кирилл Лавров", а затем отвозят в Европу.

Система КУПОН закачивает нефть насосом по большому прочному шлангу. К самой платформе корабли не подходят, крановая система позволяет отгружать нефть на расстоянии 80 ±6 м от борта. Для безопасности танкеры оснащены системой динамического позиционирования, которая, несмотря на ветер и волны, позволяет удерживать их на месте.

10.

Скорость передачи может доходить до 10 тысяч м3/час (полностью загрузить танкер нефтью можно за 8-9 часов). Во время работы рядом с платформой дежурят спецсуда. Они оборудованы системой аварийного сбора нефти в случае ЧП:

11.

Швартовный канат, который удерживает танкер при отгрузке нефти:

12.

Наполнение танкера:

13.

Хоть "хобот" выглядит небольшим, его не обхватить и втроем:

14.

15.

Сорт нефти, добываемый на Приразломном месторождении, называется ARCO (сокращение от ARctic OIl. Сорт отличается высокой плотностью (порядка 906 кг на кубический метр), повышенным содержанием серы и низким содержанием парафина. ARCO хорошо подходит для глубокой переработки на заводах северо-западной Европы. Из этой нефти производятся уникальные химические продукты, которые могут использоваться в дорожном строительстве, шинном производстве, в космонавтике и фармацевтике:

16.

17.

Наполнение танкеров может проходить и днём, и ночью:

18.

Чтобы посмотреть на "Приразломную" со стороны, нас пересадили с одного корабля на другой с помощью "лягушки":

19.

Кабина с людьми переносится с одного борта на другой огромным краном:

20.

Вид из "лягушки" на платформу:

21.

Так "Приразломная" выглядит с борта соседнего корабля:

22.

23.

24.

25.

26.

27.

Вертолётная площадка:

29.

На "Приразломной" мы провели сутки. И вот, я и Саша Чебан готовы к отлёту:

30.

Когда улетали, погода совсем испортилась и платформа скрылась за пеленой снега:

31.

Благодарю компанию "Газпром нефть шельф" за возможность этой поездки.



Подписаться на обновления этого блога

Я в других социальных сетях:

Метки:
promo sergeydolya october 29, 2014 09:07
Buy for 400 tokens
Скачать/Открыть презентацию рекламных возможностей вы можете тут. Сводный прайс доступен по ссылке. Если вы захотите разместить честную рекламу в этом блоге, то присылайте запрос на ящик: dolya@bigpicture.ru В моем блоге можно разместить рекламу. При этом каждый пост за который мне…
т.е. лампы освещения искрить не могут, оборудование искрить не может... а вот Никон обязательно спрятать в бокс - вдруг заискрит....
русский пиар суров и беспощаден.
Высокосернистая нефть, нот гуд.

>> ARCO хорошо подходит для глубокой переработки на заводах северо-западной Европы.

Иными словами, плохо подходит для отечественных заводов, где туго и с сероочисткой, и глубиной переработки.
Приразломная
Хороший репортаж. Видны высокий уровень этого сооружения и обслуживающего профессионала.
Про камеру в кейс всё верно. Нет на такой технике маркировки Ex.
Подробнее, кому интересно здесь: http://www.velan-td.ru/markvzr
Мужички, которые там работают, не зря получают свою зарплату. Если бы во всей стране, на всех уровнях была такая квалификация, мы жили бы лучше чем в штатах и другой европе. Как это сделать? Фиг знает. Я бы всю жизнь оставшуюся отдал бы на это. И таких постраны. А живем в говне. Парадокс.
Как же тревожно видеть одинокую героическую платформу, удаляющуюся в сумерки снежных облаков Ледовитого океана.

Edited at 2015-11-09 18:32 (UTC)
меня всегда интересует, кто построил (сконструировал) средство для качания нефти. удивительный факт - ледокольчик на картинках построен в Украине.
про то что Приразломная это по большей части списанная платформа «Хаттон» (англ. Hutton), построенная в 1984 году, известный факт?