Как добывают первую арктическую нефть



Платформа "Приразломная" функицонирует в экстремальных условиях посреди дрейфующих льдов Печорского моря. Это единственное на сегодняшний день месторождение на арктическом шельфе России, где добыча нефти начата и продолжается уже полтора года. В 2014 году на Приразломном было добыто около 300 тысяч тонн нефти и по мере бурения новых скважин эта цифра будет расти. Планируется, что после 2020 года она достигнет уровня порядка 5 млн. тонн.

Каким образом поднимают на поверхность углеводороды спрятанные глубоко под землей, водой и полярными льдами, я расскажу в этом посте...

Сверху "Приразломная" выглядит очень загадочно:

2.

Чтобы понять устройство платформы, давайте посмотрим на её схему.

"Приразломная" состоит из нескольких частей: кессона, где находится хранилище нефти, промежуточной палубы, вспомогательного модуля, верхнего строения, жилого модуля и двух комплексов устройств прямой отгрузки нефти (сокращенно КУПОН).

От волн и льда "Приразломную" защищает специальная конструкция - дефлектор из высокопрочной стали. Это стена высотой 16 м, наклонённая верхняя часть которой предотвращает переливание набегающих волн и наползание льда. Буровая вышка надежно защищена от внешнего воздействия, что позволяет вести бурение в любую погоду. Грузоподъемность буровой - 547 тонн, она выдерживает силу ветра до 51 м/с:

3.

На платформе в вахтовом режиме каждый день работает около 200 человек персонала со сменой вахт через каждые 30 суток:

4.

Центральный пункт управления - это "мозг платформы", где происходит сбор и анализ информации о большинстве производственных процессов, а также управление ими:

5.

Во многих помещениях, где рядом находится нефть, запрещено фотографировать. Это на тот случай, чтобы не допустить воспламенения газа в случае искры в камере. Хотя я не припомню, когда последний раз искрил мой Nikon.
Все ходят с газоанализатором. Если кому-то надо что-то сфотографировать, используют специальный герметичный фотоаппарат, установленный внутри штуковины, напоминающей подводный бокс:
6.

7.

Главный бурильщик платформы "Приразломная":

8.

Бурение происходит на глубине около двух с половиной километров. Сейчас на платформе работают две добывающие скважины, по ним и качается нефть. При работе платформы используется принцип "нулевого сброса". Проще говоря, все отходы - буровой раствор, шлам, загрязненные дождевая вода и снег, - вывозятся на материк и утилизируются:

9.

Добытую нефть отгружают на один из двух челночных танкеров - "Михаил Ульянов" или "Кирилл Лавров", а затем отвозят в Европу.

Система КУПОН закачивает нефть насосом по большому прочному шлангу. К самой платформе корабли не подходят, крановая система позволяет отгружать нефть на расстоянии 80 ±6 м от борта. Для безопасности танкеры оснащены системой динамического позиционирования, которая, несмотря на ветер и волны, позволяет удерживать их на месте.

10.

Скорость передачи может доходить до 10 тысяч м3/час (полностью загрузить танкер нефтью можно за 8-9 часов). Во время работы рядом с платформой дежурят спецсуда. Они оборудованы системой аварийного сбора нефти в случае ЧП:

11.

Швартовный канат, который удерживает танкер при отгрузке нефти:

12.

Наполнение танкера:

13.

Хоть "хобот" выглядит небольшим, его не обхватить и втроем:

14.

15.

Сорт нефти, добываемый на Приразломном месторождении, называется ARCO (сокращение от ARctic OIl. Сорт отличается высокой плотностью (порядка 906 кг на кубический метр), повышенным содержанием серы и низким содержанием парафина. ARCO хорошо подходит для глубокой переработки на заводах северо-западной Европы. Из этой нефти производятся уникальные химические продукты, которые могут использоваться в дорожном строительстве, шинном производстве, в космонавтике и фармацевтике:

16.

17.

Наполнение танкеров может проходить и днём, и ночью:

18.

Чтобы посмотреть на "Приразломную" со стороны, нас пересадили с одного корабля на другой с помощью "лягушки":

19.

Кабина с людьми переносится с одного борта на другой огромным краном:

20.

Вид из "лягушки" на платформу:

21.

Так "Приразломная" выглядит с борта соседнего корабля:

22.

23.

24.

25.

26.

27.

Вертолётная площадка:

29.

На "Приразломной" мы провели сутки. И вот, я и Саша Чебан готовы к отлёту:

30.

Когда улетали, погода совсем испортилась и платформа скрылась за пеленой снега:

31.

Благодарю компанию "Газпром нефть шельф" за возможность этой поездки.



Подписаться на обновления этого блога

Я в других социальных сетях:

Метки:
promo sergeydolya октябрь 29, 2014 09:07
Buy for 400 tokens
Скачать/Открыть презентацию рекламных возможностей вы можете тут. Сводный прайс доступен по ссылке. Если вы захотите разместить честную рекламу в этом блоге, то присылайте запрос на ящик: dolya@bigpicture.ru В моем блоге можно разместить рекламу. При этом каждый пост за который мне…
т.е. лампы освещения искрить не могут, оборудование искрить не может... а вот Никон обязательно спрятать в бокс - вдруг заискрит....
русский пиар суров и беспощаден.
Высокосернистая нефть, нот гуд.

>> ARCO хорошо подходит для глубокой переработки на заводах северо-западной Европы.

Иными словами, плохо подходит для отечественных заводов, где туго и с сероочисткой, и глубиной переработки.
Приразломная
Хороший репортаж. Видны высокий уровень этого сооружения и обслуживающего профессионала.
Про камеру в кейс всё верно. Нет на такой технике маркировки Ex.
Подробнее, кому интересно здесь: http://www.velan-td.ru/markvzr
Мужички, которые там работают, не зря получают свою зарплату. Если бы во всей стране, на всех уровнях была такая квалификация, мы жили бы лучше чем в штатах и другой европе. Как это сделать? Фиг знает. Я бы всю жизнь оставшуюся отдал бы на это. И таких постраны. А живем в говне. Парадокс.
Как же тревожно видеть одинокую героическую платформу, удаляющуюся в сумерки снежных облаков Ледовитого океана.

Edited at 2015-11-09 18:32 (UTC)
меня всегда интересует, кто построил (сконструировал) средство для качания нефти. удивительный факт - ледокольчик на картинках построен в Украине.
про то что Приразломная это по большей части списанная платформа «Хаттон» (англ. Hutton), построенная в 1984 году, известный факт?
За-это отработка технологий,вообще любой проект счастье с точки зрения опыта.
Задел на далекие времена.
В минус -себестоимость думаю что она велика.Очень.Платформы,танкера льдового класса(поправьте если что,но думаю что круглогодичность должна это предусматривать.Плюс портовая инфраструктура,там после переработки надо везти далеко.

Именно поэтому буквально недавно все мировые нефтегиганты официально отложили разработку арктической нефти/газа на неопределённый срок.
Но Газпром не думает о таких мелочах как себестоимтсть  ))) За ним Путин, за ним вся казна российская.

видимо это та самая печально знаменитая "Приразломная", за которую несчастный Гринпсис чуть не расстреляли на месте.
Надеюсь этот объект настолько надежен, что не превратит этот замечательный океан во второй мексиканский залив...
Вообще, слышал как мне показалось, умную мысль, что не стоит качать много нефти, когда она стоит недорого...
я тут прикинул объемы и охруел.
Приразломная при цене 40 долл/баррель дает оборот 22 млрд долл в год, судя по приведенным данным.
это при курсе 65 = 1,5 трлн рублей.
вот и не пойму - это много или мало для нас россиян?
==как говаривал классик- где деньги Зин?