На Северный полюс. Земля Франца Иосифа



Земля Франца-Иосифа - одна из самых северных территорий России и мира - состоит из 191 острова. Нас высадили вертолетом на мыс Флору, находящийся на юге архипелага. Побережье мыса свободно ото льда и здесь останавливались многие полярные экспедиции.

От белых медведей нас охраняли 3 автоматчика с 9-миллиметровыми бронебойными пулями, но беда подкралась не оттуда.

При взлете вертолета одна из миллиона птиц, живущих на птичьем базаре на вершине плато, попала в лопасть нашего вертолета и его начало колбасить. Если бы не профессионализм летчиков, то вы бы уже не читали этих строк…



Существование земли к востоку от Шпицбергена предсказывал еще Ломоносов, но открыта она была только в 1873 году, да и то случайно. Австро-венгерская шхуна пыталась найти Северо-Восточный проход вдоль берегов России, но была затерта льдами. Постепенно ее вынесло к берегам неизвестной земли, которую они назвали в честь австро-венгерского императора Франца-Иосифа:

3.

Наш ледокол встал на рейд недалеко от берега, а вертолет, с командой организаторов и охранников, вылетел в сторону мыса Флора:

4.

У подножия 300-метрового плато, облизываемого облаками, останавливалось большинство полярных экспедиции:

5.

Вертолет сделал пару кругов, чтобы убедиться в том, что мишки не облюбовали себе это место для прогулок, и высадил первую группу:

6.

На самом верху плато, в отвесных скалах, вертолетчики потревожили птичий базар, но тогда все обошлось:

7.

На землю стали возить пассажиров, по 20 человек за раз:

8.

Высадившись на берег, все проходили обязательный инструктаж. Организаторы показывали границы охраняемой зоны. После этого вертолет улетал за следующей группой. За 12 ходок на землю перевезли всех желающих:

9.

Не знаю, как тут зимой, но летом тут обалденно красиво:

10.

11.

12.

13.

14.

Многое напоминает о зимовках полярных экспедиций на этом пятачке суши:

15.

Первыми здесь зимовали британцы, чей корабль был раздавлен льдами. Из его обломков и камней они построили первую на острове хижину, а следующей весной на 4 шлюпках добрались до Новой Земли.

Другой английский полярный исследователь Фредерик Джексон основал здесь стационарную базу, а позже к ней вышли 2 норвежца Нансен и Йохансен. Нансен возглавлял знаменитую Норвежскую полярную экспедицию, когда судно Фрам намеренно вморозили во льды и надеялись за 5 лет продрейфовать через Северный полюс.

На мысе Флора зимовали шотландцы, американцы, итальянцы и многие другие:

16.

"Здесь 9 августа 1901 года во время испытательного похода первого в мире ледокола "Ермак" под командованием адмирала С.О. Макарова был поднят российский флаг "

17.

"Здесь встретились Фритьоф Нансен и Фредерик Джексон 17.06.1896г. после дрейфа "Фрама" по Северному Ледовитому океану (1893-1896гг.) и зимовки Нансена с Яльмаром Юхансеном на о-ве Джексона"

18.

19.

С одной стороны мы были защищены морем, а с трех других нас охраняли сотрудники службы безопасности:

20.

21.

Вооружены они автоматами и шумовыми гранатами. При появлении медведя никто в него, конечно, не стреляет. Сначала производится несколько выстрелов в воздух, а потом начинают стрелять по камням, рядом с медведем. Осколки попадают в мишку и он, обычно, убегает.

Еще медведи боятся металлического стука и громких звуков. Так же, как и от бурых медведей, ни в коем случае нельзя от них убегать - догонит и съест:

22.

Весь остров покрыт разноцветным мхом:

23.

Снег уже почти везде растаял, и мох под ногами здорово чавкал. Хорошо, что нам всем выдали резиновые сапоги:

24.

25.

На вершине этих гор полярники нашли пещеру с залежами каменного угля, так что недостатка в топливе здесь не было:

26.

27.

К сожалению, продукты жизнедеятельности человека отравляют и этот девственный край:

28.

Все бродили по побережью и ждали своей очереди лететь на корабль:

29.

По технике безопасности на каждом из нас был спасательный жилет:

30.

Каждый прилет вертолета тревожил птиц на вершине плато. Они снимались со своих мест и тучами кружили в небе:

31.

32.

В основном, это были кайры - птички, похожие на летающих пингвинов:

33.

Я улетал с острова на одном из последних рейсов:

34.

Где-то через минуту после взлета вертолет начало трясти с огромной амплитудой, а звук винтов с монотонного сменился на пульсирующий. Все схватились за скамейки или сжали пальцы соседей, вертолет провалился вниз, но пилоты вовремя его поймали.

Летчикам удалось стабилизировать машину, набрать небольшую высоту и вернуться на место взлета. Все облегченно выдохнули, когда мы очутились на твердой земле.

Беглый осмотр показал, что мы столкнулись с птицей, судя по останкам - кайрой:

35.

А вот так выглядит нормальная лопасть. Если бы птица попала не в законцовку крыла, а в саму лопасть, то все могло бы кончится намного печальнее:

36.

Вертолетчики отказались перегонять вертолет с людьми на корабль, поэтому все побрели к бухте, где можно было спуститься к воде:

37.

Вскоре за нами пришла корабельная шлюпка:

38.

Ребята опасались подводных камней и внимательно промеряли глубину. Несмотря на это, все равно здорово побили борта:

39.

Вместе со шлюпкой на помощь подоспел и зодиак организаторов:

40.

Мы были "спасены":

41.

42.

Вертолетчики вернулись на корабль после того, как все пассажиры были на борту:

43.

Капитан ледокола Дмитрий Лобусов проявил чудо навигации и подвел ледокол на минимальное расстояние к берегу. Вертолетчикам практически оставалось только взлететь и тут же сесть на корабль:

44.

Герои, рисковавшие своими жизнями:

45.

В следующем посте я покажу вам много-много льда и расскажу о том, как его преодолевает ледокол. Stay Tuned!

P.S. Выражаю благодарность компаниям O'Plus и Iridium за обеспечение меня спутниковой связью на Северном полюсе.

P.P.S. Сегодня я улетаю в Испанию к другу в Малагу, а оттуда мы собираемся рвануть на машине на 4 дня в Марокко. Так что точно Stay Tuned!





Я в Твиттере, Фейсбуке и во Вконтакте. Присоединяйтесь!
promo sergeydolya 十月 29, 2014 09:07
Buy for 400 tokens
Скачать/Открыть презентацию рекламных возможностей вы можете тут. Сводный прайс доступен по ссылке. Если вы захотите разместить честную рекламу в этом блоге, то присылайте запрос на ящик: dolya@bigpicture.ru В моем блоге можно разместить рекламу. При этом каждый пост за который мне…

Захватывающий рассказ!
Серёж, все хотел спросить, не пробовали в походе забаву мужественных покорителей Севера - пить спирт, разбавленный до "широты" на которой находишься. Чтобы на СП налить по 90-градусной?

Интересной поездки вам с Маратом. Из края холода без клочка земли в край зноя без единой льдинки.

Сергей, было бы любезно с вашей стороны рассказать читателям про летчиков вертолета и сотрудников атомокола, которые проявили столь трепетное отношение к безопасности. Сделайте фотографии, возьмите миниинтервью, что-ли. А то как-то про баки — есть, а про людей проявивших выдержку и героизм — нет.
ФАНТАСТИЧЕСКИ КРАСИВО!Прямо декорации для какого нибудь фильма...
Суровая земля. Жалко мишек, это же их родина.Я раньше думала, что это место вечной мерзлоты, а там уже и снега почти нет!
Давно заметил, что на тех ваших фотографиях, где есть регулярные структуры (тут это 32 с птицами, 25 с мхом, например), по всему полю есть нерезкие участки, окружённые резкими. Т.е., не просто малая ГРИП, но "пятнистая" резкость. Это последствия сжатия?
Потрясающе красиво и интересно!
Как я понял на Полюс вы не идете-на Испанию променяли)))
Можно по-подробнее про медвежью опасность-такие серьезные меры предосторожности (автоматчики с гранатами) настораживают
Да уж,Сергей! Все-таки Вы в рубашке (или спасательном жилете) родились!Птица, оказывается, не только забивает собой лопасть, а ломает ее!
Интересно рассказали, а из фоток больше всего впечатлили 1,2,5,10,31,а на 13 камень похож на тюленя...Удачи!-)