Previous Entry Add to Memories Share Next Entry
Как делают самолеты. Часть 1
Хорватия
sergeydolya


При словах "отечественное производство " у меня в голове всплывает картина полуразрушенного цеха с протекающей крышей и ржавыми лестницами, криво уходящими под потолок. Какого же было мое удивление, когда я оказался в Комсомольске-на-Амуре в цеху, где производят самолеты Сухой Суперджет100 - абсолютно чистый цех, который надраивают 4 раза в день полотером, предупреждающие таблички у каждого люка, аккуратно одетый персонал…

На заводе работает около 12 тысяч человек, и производство разделено на 2 площадки. На первой из алюминиевых заготовок изготавливают фюзеляж, а на второй к нему прикрепляют крылья, устанавливают в самолет всю авионику и двигатели. Сегодня я покажу вам, как кусок алюминия превращается в самолет…



В самом начале хочу выразить огромную благодарность PR службам Сухого и ОАК за возможность попасть на это производство. Снимать здесь запрещено, но для нас сделали исключение:

3.

Современные самолеты создаются "в цифре". Из Москвы в Комсомольск-на-Амуре по сети передают электронные модели деталей и агрегатов самолетов. Инженеры завода пишут программы для станков с ЧПУ и адаптируют чертежи к производству. То есть, они получают из Москвы электронные модели, а дальше самостоятельно разрабатывают оснастку, инструмент и технологические процессы для изготовления этих деталей.

Кстати, самолет Сухой Суперджет стал первым российским самолетом, полностью созданным на основе цифровых технологий, что позволило сократить время процесса подготовки его производства на 2 года:

4.

Начинается все с цеха механической обработки, куда подвозят увесистые алюминиевые заготовки и превращают их в детали будущего самолета:

5.

В цехе стоят огромные полностью закрытые станки с ЧПУ:

6.

Всего таких станков для производства Суперджета было закуплено более 30 штук:

7.

Вся стружка из станков автоматически попадает по стружкопроводу в контейнеры и уходит на переработку:

8.

Заготовка зажимается на поворотном столе и обрабатывается по программе без участия человека:

9.

Оператор станка стоит снаружи и наблюдает за процессом по монитору. Отсюда же происходит и все управление:

10.

Вручную лишь устанавливают заготовки:

11.

Однажды у Микеланджело спросили, как он создаёт свои скульптуры. Он ответил: "Очень просто, я беру камень и отсекаю все лишнее". Подобно великому итальянскому творцу, станки Сухого отсекают острыми фрезами весь лишний метал:

12.

Станки могут фрезеровать очень сложные по форме и большие по размеру детали, благодаря программам, написанным инженерами КнААПО:

13.

Все, что выглядит как штамповка, на самом деле было "выстругано" из большого куска алюминия на фрезеровочных станках:

14.

В фюзеляже самолета более 40 тысяч заклепок и еще 15 тысяч в крыле. Сверление отверстий и установка заклёпок в панелях крыла и фюзеляжа производится на клёпальном автомате лазером:

15.

Лазером же вырезают мелкие детали:

16.

В самолете практически нет прямых деталей. Для придания нужной кривизны используют набор форм для обтяжки на специальном прессе:

17.

18.

Деталь устанавливают в пресс, прижимают ремнями и по программе прикладывают усилия, необходимые для её формообразования:

19.

20.

21.

Обшивки крыла доводят до нужной формы на отдельном прессе в ручном режиме:

22.

23.

Изготовленные обшивки крыла контролируются на специальном стенде с набором шаблонов. Отклонение 14-метровых обшивок крыла должно быть не более +/- 1 мм:

24.

Если отклонение больше, то деталь доводят дробью в специальной установке:

25.

После того, как детали приобрели нужную форму, их покрывают грунтом для защиты от коррозии:

26.

27.

Для каждой панели фюзеляжа существует своя оснастка, называемая "палетой":

28.

Закрепленные в палетах панели попадают на станки автоматической клепки. В каждом самолете примерно 55 000 заклепок:

29.

Весь процесс полностью автоматизирован и управляется парой человек:

30.

Разметка установки технологического крепежа производится вручную:

31.

Автомат пока не может полностью заменить человека, и некоторые места для клепки приходится размечать рабочим:

32.

После стыковки фюзеляж устанавливается в эстакаду внестапельных работ, где производится его окончательная сборка:

33.

По номеру видно, что идет сборка 20-го самолета:

34.

Отверстия болтовых соединений обрабатывают специальным образом, чтобы не было люфта:

35.

Чем плотнее стык, тем больше ресурс у детали:

36.

Стапель сборки лонжерона крыла:

37.

38.

Наушники – обязательный элемент для техники безопасности труда при ручной клепке:

39.

Шпангоут, который завершает пассажирский салон и отделяет его от хвостовой части, где расположена вспомогательная силовая установка (ВСУ):

40.

Центроплан - центральная часть крыла самолёта. К нему присоединяют крылья, а внутри него расположен бензобак:

41.

Цех, в котором собирают крылья:

42.

В стапеле производится установка лонжеронов и нервюр крыла:

43.

Номер 95021 обозначает, что это отъемная часть крыла для самолета с порядковым номером №021. Всего Сухой произвел уже 11 самолетов:

44.

На нижней поверхности крыла оставляют люки для доступа внутрь крыла и его обслуживания в процессе эксплуатации самолёта:

45.

Все они закрываются подобными съемными крышками:

46.

Внутренние полости крыла, также как и центроплан, используют в качестве топливного бака:

47.

В этом цехе собирают отсеки фюзеляжа, которые затем стыкуют между собой:

48.

Состыкованные панели фюзеляжа перед передачей в цех изготовления отсеков фюзеляжа:

49.

В каждом цехе на стене висит подробная информация о том, что в нем собирают:

50.

Здесь же собирают будущий пол самолета с рельсами для кресел:

51.

И устанавливают его в фюзеляж:

52.

После установки его накрывают технологическим полом:

53.

Под ним расположен багажный отсек:

54.

Секции фюзеляжа стыкуются автоматически на стенде:

55.

Таких стендов пока нет ни на одном другом российском заводе, включая военные:

56.

В следующем посте читайте рассказ о втором цехе Сухого, где самолеты окончательно собирают и отправляют в небо. Кроме неба будут девушки и, естественно, самолеты. Stay Tuned!

57.





Я в Твиттере, Инстаграме, Фейсбуке и во Вконтакте. Присоединяйтесь!

promo inedelin 23:52, yesterday 14
Buy for 910 tokens
Даже глазом не моргнёте! http://alfag.ru/nashi-uslugi/vozvrat-dol gov Советую также подписаться на мои страницы: Facebook Twitter Вконтакте

Page 1 of 9
<<[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] >>
Как всегда шикарно! Спасибо огромное. Очень было интересно почитать, узнал много нового. :) Ну ведь могут же и в России самолетики клепать?

Edited at 2011-11-14 03:48 am (UTC)

Пока мы клепаем самолеты из алюминиевых сплавов - мир перешел на композитные материалы. Мы отстали на 15-20 лет
но проблема не в этом. Проблема в том, что Сухой и другие производители не хотят вкладываться во что-то действительно новое, они боятся экспериментировать. Технический прогресс прошел мимо их финансистов и прочих эффективных менеджеров.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
вроде складно на заводе и исправно, но Варламов делал репортаж с полета и как внутри супер джета...
опять получается хуйня
в прочем тут как всегда, не удивляет

Я завтра покажу, как внутри на самом деле :)

на фотографиях такие запасы деталей в разных степенях готовности.. Я думал что коли завод новый, то и менеджмент должен быть современный, а тут, похоже, о JIT (just in time) даже и не слышали

787е самолеты Боинг так же делает - про запас, пока есть места на стоянках завода и в цехах.
Самолеты не гамбургеры, не протухнут, ожидая своей очереди:)


(Suspicious comment)
интересно и круто. Когда же уже полностью то все будут делать машины?! Когда без человека обойдутся.

казалось бы, такой тоненький металл корпуса...

ЭВМ Станки однако все зарубежные. Обрабатывающие центры немецкие ( Deckel/Maho, Fooke) а пресса сгиба деталей, французкие ( ACB ) ;)

Как всегда отменный репортаж! Как хочется хоть на время стать Долей, чтобы своими глазами и объективами увидеть!

Какое же редкостное говно эти роисские "суперджеты"!

Круто - это когда самолёты испытывают.
Так...подбросила идейку с утреца.
(умцадриццаумцаца).

На какие показатели испытывают?

Центроплан - центральная часть крыла самолёта. К нему присоединяют крылья, а внутри него расположен бензобак:
-------

ССЖ все же на керосине летает.

правильнее будет сказать топливный бак:)

Мониторы им увеличить раза в три. и скорость проектирования еще пойдет быстрее на пару лет

Дизайнер штоле?

Спасибо, вот бы в России наладилось производство, как бы хорошо стало. Но это нереально наверное.

вот бы в России наладилось производство станков с чпу...

Очень интересно, спасибо!

посмотри цеха Боинга и Аэробуса, там намного интереснее.

А разрешали снимать все-все или что не разрешали?

разрешали снимать всё.

Спасибо! А SJ применяют только в частной авиации или в общегражданской тоже?

Ну вообще-то у Аэрофлота сейчас ССЖ летает регулярными рейсами по России

Сергей, ну говно же этот "Сухой". Летал я на нем. Для пассажиров - вообще не фонтан.

Я тоже летал, отличный самолет.

(Deleted comment)
растем потихоньку

Номера напечатаны на листах и приклеены скотчем на детали. Забавно. Системе управления есть еще над чем работать. А в целом нормалек для нового производства.

даже боюсь представить что будет если они отклеятся. не перепутают ли ЛЕВ и ПРАВ?

Не сказали какой % российских деталей и технологий в этом самолете?:)

Судя по совковой атмосфере на заводе и по этим металлическим кускам говна - 100%. Это летающая Приора, не иначе. Не нужно лезть куда не надо, убийцу с крыльями по номрером 154 мы уже создали.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
Вы видели испытательный трек?

Очень здорово, подробно и интересно!спасибо)

В Точку! Спасибо! )

Сергей, по-хорошему, лучше бы показанные вами "станки" называть обрабатывающими центрами - эти агрегаты выполняют действия, гораздо более широкие, чем банальные операции механообработки, знакомые большинству людей только по отсталым станкам на уроках труда.

Вам близка эта сфера?

Спасибо, Сергей! Не понятно, как Вам разрешили все это фотографировать? )

А с какой бы стати не разрешили?

Да, и, конечно, такое оборудование - это не просто "с ЧПУ" - уровень автоматизации там гораздо выше, чем написать программу и заставить станок по ней работать :)

И, кстати, подобная техника - это уже по сути норма на любом современном предприятии.

Станки с ручным управлением, конечно, всё ещё востребованы, но достаточно заглянуть на любую выставку по металлообработке - уровень предложений, равно как и адекватного спроса, поистине поражает своим ежегодным прогрессом.

Станки шикарные, но удивляют суровые болты с трехэтажными гайками в крыльях.

Thanks I've never seen the inside of a plane plant before! +100

К сожалению на станках импортные буквы
Почему нет отечественных станков и компьютеров???

А это немного про завод Боинга в Эверете, США:
http://chernenok.livejournal.com/59828.html

Интересно было бы посмотреть внутри завод. Цех окончательной сборки, поточную линию, действительно ли там все самолёты двигаются в процессе сборки. Но, наверное, в целях секрености там запрещено фотографировать.

Не все еще потеряно

всё пропало. гипс снимают, клиент уезжает.

Page 1 of 9
<<[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] >>

You are viewing sergeydolya