Previous Entry Share Next Entry
Как делают самолеты. Часть 2
Хорватия
sergeydolya


Если в предыдущем цехе Сухого самолет буквально выстругивали из куска алюминия, то в цехе, о котором я расскажу сегодня, в него вдыхают жизнь. Здесь самолету дарят крылья, авионику, двигатели и салон, после чего он впервые в жизни взмывает в небо...



P.S. Первая часть здесь

Первое, что бросается в глаза в цехе окончательной сборки Суперджета, это идеальная чистота и порядок:

3.

Около каждого самолета стоят лайтбоксы, сообщающие о конкретных работах, производимых в данный момент с каждым из 6 самолетов, находящихся в ангаре:

4.

Цех убирают 4 раза в день - грязь и самолет несовместимы:

5.

Управление всеми процессами сборки идет из огороженных зон - точно такие же я видел на заводе Боинга:

6.

В цехе окончательной сборки одновременно строят 6 самолетов плюс один стоит уже готовый, пока его не примет и не заберет заказчик:

7.

Завод работает по конвейерному принципу. В цехе организовано 6 рабочих мест, на каждом из которых самолет проводит 30 дней. Это так называемый "такт производства":

8.

На первом рабочем месте, или на "Платформе №1", устанавливается вертикальное и горизонтальное оперение, двери, багажные люки, киль и стабилизатор, монтируется электропровод и трубопровод, по которым подается топливо и гидрожидкость гидравлических систем (правда здесь самолет похож на ушастый шлем Дарт Ведера?):

9.

Верхние антенны:

10.

В кабине самолета протягивают первые провода и устанавливают систему подачи гидрофобизирующей жидкости, систему очистки лобовых стекол.:

11.

Монтируют чехол вспомогательной силовой установки (ВСУ), которую используют для запуска основных двигателей и для обеспечения самолета энергией на стоянках:

12.

Центроплан – центральная часть самолета, к которой во время следующего такта присоединят крылья. Когда самолет построят, эта секция будет герметична, и в ней, как и в части крыла, будет топливный бак:

13.

На втором рабочем месте к самолету прикрепляют крылья, вешают шасси, монтируют саму ВСУ и передний обтекатель:

14.

SSJ100 - первый русский самолет, стыковка которого производится автоматически. Фюзеляж самолета выравнивают, а крылья поднимают на специальных домкратах. Все выравнивается с помощью лазера, после чего происходит стыковка и крепление крыла к фюзеляжу:

15.

Шасси крепят после установки крыльев. Убираться они должны в полость под самолетом за центропланом. После установки шасси самолет перемещается от одного рабочего места к другому уже на своих колесах:

16.

Шасси выдерживают 70 тысяч взлетов и посадок:

17.

В Суперджете 83 километра проводов. Заделкой электросоединителей и прозвонкой занимаются в основном девочки:

18.

Как они разбираются в этих проводах, я не понял, но знающие люди говорят, что перепутать невозможно:

19.

На каждый жгут надевается защитный чехол с маркировкой, предотвращающий попадание пыли и указывающий порядок стыковки:

20.

Самолет изнутри "обивают" матами тепло- и звукоизоляции:

21.

Около каждого проема в полу стоит предупредительная табличка:

22.

Во время третьего такта на крыло навешивают пилоны крепления двигателей, устанавливают предкрылки, закрылки, заделывают электросоединения:

23.

Очаровательные девушки очищают верхнюю панель крыла от излишков герметика:

24.

25.

26.

Во время четвертого такта монтируют систему гидравлики и систему кондиционирования воздуха, обнаруживают всевозможные утечки, монтируют каркас обтекателя крыло-фюзеляж, опрессовывают фюзеляж избыточным давлением воздуха от специального стенда, устанавливают радиоэлектронное оборудование:

27.

На 5-м такте самолет "ставят под ток", то есть начинают тестировать все бортовые системы под током:

28.

Технические панели в полу открывают, и рабочие прокладывают провода через багажный отсек, монтируют кабельную сеть:

29.

Таких отсеков на борту несколько - и под полом кабины (подкабинное пространство), и в переднем/заднем багажных отсеках. Собственно, вся сложность современного самолета – как такую кучу самой разной техники запихать в довольно ограниченное пространство и сделать так, чтобы она работала безотказно и без ненужного взаимовлияния:

30.

31.

Мастер контролирует внедрение конструктивных изменений:

32.

На заключительном 6-ом такте в самолет монтируют салон, двигатели, кабину экипажа, проводят общий техосмотр и выкатку - то есть, впервые выкатывают самолет из ангара, где передают его на летно-испытательную станцию:

33.

До завершения работ салон закрыт специальными чехлами, чтобы не повредить перед сдачей заказчику. Обратите внимание на место для ног у пассажиров первого ряда экономического класса. Если когда-нибудь будете летать на Суперджете, просите первый ряд:

34.

Самолеты оснащают Российско-французскими двигателями SaM146:

35.

Двигатели оптимизированы под 75 посадочных мест, но большинство авиакомпаний предпочитают заказывать салоны с 95 местами, из-за этого сложилось мнение, что у Суперджета слабые движки. В данный момент Сухой работает над увеличением мощности двигателей на 5% для версии самолета с увеличенной дальностью (long range), что неизбежно приведет к росту стоимости его обслуживания и сокращению ресурса:

36.

Отработка систем перед первым полетом:

37.

После летно-испытательных работ самолет улетает в Ульяновск, где его красят, и после этого возвращают в Комсомольск-на-Амуре для финальной доделки и устранения всех мелких неполадок:

38.

В настоящее время каждый самолет производится за 180 дней. Перед заводом стоит задача ускорить производство, чтобы постройка самолета занимала 54 дня.

Если в данный момент 1 такт производства составляет 30 дней, то это означает, что Сухой выпускает по 1 самолету каждый месяц. В дальнейшем каждый такт сократится до 9 дней, что позволит выпускать по 3 самолета в месяц.

На данный момент уже построено 11 самолетов, но самолет мало спроектировать и произвести, его еще надо испытать (чтобы доказать, что получился достойный продукт) и сертифицировать, т.к. это новый тип воздушного судна. Без сертификатов ни одна авиакомпания не купит - зачем самолет, который не может возить пассажиров?

1-й, 3-й, 4-й и 5-й самолеты SSJ100 базируются на летно-испытательном комплексе ЗАО "ГСС" в ЛИИ им.Громова в г.Жуковский.
2-й - в ЦАГИ, г.Жуковский
6-й - в СибНИА, г.Новосибирск

1-й SSJ100 (заводской номер 95001, бортовой номер 97001) первый полет совершил 19.05.2008, а в октябре 2008 начал летные сертификационные испытания. Из-за того, что "единичка" не до конца соответствует типовой конструкции SSJ100, он принимал участие, в основном, в аэродинамических испытаниях и испытаниях на критические режимы (обледенение, сваливание).

2-й SSJ100 (заводской номер 95002, бортового номера нет - ибо не летал) в ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт им.Жуковского) на статических испытаниях. Самолет нагружают и смотрят, что происходит с конструкцией - как она ведет себя, как выдерживает.

3-й летающий прототип (95003, 97003) проходил, например, испытания на ЛТХ (летно-технические характеристики), устойчивость и управляемость, испытания на боковой ветер в Исландии в прошлом году.

4-й (тоже летающий - 95004, 97004) - испытания на отказобезопасность, испытания всех систем воздушного судна, 1й этап испытаний в условиях высоких температур, испытания в условиях воздействия электромагнитных полей высокой интенсивности, испытания в условиях высокогорья.

5-й (летающий - 95005, 97005)- испытания в условиях высоких температур, испытания в условиях низких температур, тоже отказобезопасность и тоже испытания всех систем.

6-й (нелетающий - 95006) - проходит испытания на ресурс - на нем выполняются лабораторные полеты.

7-й SSJ100 (заводской номер 95007, бортовой EK-95015 (Армавиа) - это первый серийный самолет. Назван в честь Юрия Гагарина. Первый коммерческий рейс совершил 21.04.2011, с тех пор налетал уже более 1000 часов.

8-й SSJ100 (95008, бортовой RA-89001 (Аэрофлот) - назван в честь Михаила Водопьянова. Первый рейс совершил 16.06.2011 по маршруту Москва - Санкт-Петербург.

9-й SSJ100 (95009, бортового пока нет, т.к. Армавии не был передан) - Армавиа планирует ставить самолет только в летнее расписание, поэтому его производство пока приостановлено, чтобы ускорить работу над машинами для Аэрофлота.

10-й SSJ100 (95010, RA-89002) - 2-й SSJ для Аэрофлота - носит имя Дмитрия Езерского. Первый рейс совершил не далее как 27 августа 2011.

11-й - тот, который мы видели в цехе окончательной сборки.

На сегодняшний день у Сухого есть предварительные заказы на 168 самолетов, то есть производство будет загружено до 2015 года:

Аэрофлот - 30
ВЭБ-лизинг для ЮТэйр - 24
Interjet (Мексика) - 15
Газпром - 10
ФЛК для Якутии - 2
Армавиа - 2
Kartika Airlines (Индонезия) - 30
Phongsavanh (Лаос) - 3
Pearl Aircraft Corporation (США)- 30
Blue Panorama Airlines (Италия) - 4
Willis Lease Finance Corporation (США) - 6
Sky Aviation (Индонезия) - 12

Каталожная цена Суперджета 31,7 миллионов долларов. Из них только кресла салона стоят 1,2 миллиона долларов. Двигатели стоят 25% от стоимости самолета.

Основные конкуренты Сухого Суперджета - Эмбраер E-190, Бомбардье CRJ900-1000 и АН-158.

Мы как раз застали момент, когда 11-й самолет передавали Аэрофлоту. Вот как выглядит серийный Сухой Суперджет 100:

39.

Багажный отсек:

40.  

Компоновка кресел в салоне 3+2:

41.

Расстояние между рядами в экономическом классе - 79 сантиметров, в бизнес-классе - 97 сантиметров:

42.

Как я уже писал, больше всего места для ног у пассажиров первого ряда экономического класса:

43.

В бизнес-классе компоновка кресел 2+2:

44.

Кухня в хвосте самолета:

45.

Совершенно не совковый, большой и удобный туалет:

46.

Ну и сам красавец-самолет:

47.

Бытует мнение о том, что Сухой СуперДжет100 не НАШ самолет, что он просто скомпонован из иностранных деталей, и таким образом, не мы им должны гордиться. Однако, все мозги, которые его проектировали, наши, и КБ наше, и завод наш. Что поделать, если наша промышленность не может пока выпускать комплектующие того качества, которые необходимы для производства самолета мирового уровня.

Так что Суперджет по праву может стать точкой возрождения российского авиапрома!

Stay Tuned!





Я в Твиттере, Инстаграме, Фейсбуке и во Вконтакте. Присоединяйтесь!

promo sergeydolya october 29, 09:07
Buy for 900 tokens
Давненько я не публиковал статистику посещений своего блога. - За год мой блог посетило 2 347 410 уникальных пользователей. - 300 000 уников в месяц - 900 000 просмотров страниц в месяц - 500 000 заходов в месяц - Время одной сессии - 8 минут - 1,76 страниц за посещение - 70% читателей из…

Page 1 of 8
<<[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] >>
Хочется все-таки увидеть их в небе, а не в ангарах

Обычно же бывает перегородка между бизнесом и экономом. Так что место для первого ряда в экономе может вдруг стать сильно меньше.

Спасибо! отличный репортаж!!!

Первое, что бросается в глаза...

sergus21

2011-11-15 06:42 am (UTC)

это бабы. Мужики поспивались?, а нет, вот они)
Знал я одну Машу из Комсомольска - статная девица

сейчас только интернет пользователи могут видеть ваши фото. А как же остальные ? ведь фото достойные . Несут всегда позитив и заряд энергии .

кстати да, хорошая идея печатать отчеты в ежедневных/еженедельных изданиях

Спасибо за интересный рассказ

Да, очень интересно

Хороший репортаж. Хочется пожелать Суперджету голубого неба!

Варламов уже показывал фотки со своего полёта на суперджете. Там огромные щели в салоне.

Ужасные кресл. Почему нельзя поставить такие как в эйрбасах?


Какие кресла закажет авиакомпания - такие и поставят.
Эрофлот предпочитает такие вот кресла, что поделать. Хотя, кто летал на ССЖ говорят, что вполне себе удобные они.

класс!но боюсь,Боинги и Эйрбасы еще долго будут удерживать рынок.У них мощное лобби

суперджет не конкурирует ни с теми ни с теми)

с проводами действительно сам черт ногу сломит))
во всех бы самолетах такие туалеты..

Вы видели пучки проводов в современных автомобилях? :)

Сергей, поправьте, пожалуйста, "компОновка кресел". Аж вздрогнул.

Слабая у вас псехека.

Дай Бог, чтобы они не падали.

интересненько :) спасибо

Фото 6 портит своей совковостью общее впечатление

Ну вот :(( А мне так понравилось - по мне, так и должно быть. А в чём совковость? Что нет отдельных хлевушков для кладовщика? :)

Самолеты как игрушечные)

гидрофобизирующей жидкости

zloradskij

2011-11-15 03:29 am (UTC)

Да не в укор будет сказано, это на русском называется "водоотталкивающая". А то у людей вознинут нехорошие ассоциации с психиатрией.

Re: гидрофобизирующей жидкости

khathi

2011-11-16 12:42 am (UTC)

Рабическая жидкость? ;)

Conclusion: Superjet Is Built By Pretty Ladies. Urrah !

Очень интересно, не ожидал такого уровня сборки у нас.

Радует, что много молодежи в цехах! Когда я в начале 90х диплом на заводе Сухого защитил, началась конверсия, перестройка и все такое... Старые работники уходили - молодые не приходили. Тогда говорили, что производство самолетов скоро умрет из за того, что старые забудут как их делать, а молодые так и не научатся. Видимо - вспомнили и научились!!! :)

Надо быть справедливым :)

tdm11

2011-11-15 07:15 am (UTC)

При всей критике, сохранение авиастроения - одна из (пусть и немногих) заслуг властей ИМХО. Другое дело, что можно было сохранить намного больше.

(Deleted comment)

Re: вопреки.. для чего?

klaustide

2011-11-15 05:13 am (UTC)

А как должно быть?
Просветите нас великий гуру организации производства.

Красота какая. Спасибо, приятно посмотреть.

otlichnii post!! ewe bi posmotret kak vse rabotaet v kabine pilota!)

ищущий да обрящет...

Здорово, приятно знать, что у нас еще (или уже) могут классно работать.

Поддерживаю. Я даже поверю, что качество сборки самолетов в России в 100 раз лучше, чем автомобилей. Но вот дальнейшее обслуживание и эксплуатация у авиакомпаний оставляет желать лучшего.

Наши девченки - лучшие в мире!

до сих пор непонятно, почему при 100% компьютерном проектировании, все надписи на проводах вручную и не видно сканеров для штрих-кодов деталей.

Вручную пишутся пометки в процессе монтажа, так банально быстрее и удобней. В конечном счете маркировка разумеется делается печатной, на фото 19 это видно.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
Я конечно патриот, но аэропорт показатель уровня развития авиации в стране. Тут битва SeaTac vs Ульяновск-Восточный:
http://chernenok.livejournal.com/48451.html

Странно что заграничного аэропорта много фоток, а Ульяновского только одна с весами. В Ульяновске небыла, но вот Иркутский аэропорт для внутренних рейсов ничуть не хуже SeaTac, разве что поменьше

95 кресел стоят 1,2 млн. долларов.
1 кресло = 12,5 тыс. долларов???

Ошибка наверное

pivopotam

2011-11-15 04:23 am (UTC)

Столько стоит весь салон, а это и креста эконом класса, и бизнес, и 2 кухни, и 2 туалета (один и правда большой, для инвалидов пригоден) и полки, и панели стен и потолка... Освещение, рабочие места бортпроводников, связь и Тд и тп

Page 1 of 8
<<[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] >>

You are viewing sergeydolya