Алтай. Барнаул, Белокуриха и Денисова пещера

Начинаю последовательно выкладывать посты про алтайскую экспедицию. Решил cделать так: утром будет фотоотчет, а днем видео. Поскольку ролики о первых двух днях я уже повесил, такая последовательность начнется с третьего.

Прежде пару слов о том как возникла идея экспедиции и как проходила ее подготовка. Полгода назад ко мне в Долькабар пришел замечательный фотограф Алексей Эбель, известный в ЖЖ как altay_birder. До этого мы были знакомы только по переписке. Мы поговорили, он пригласил меня на Алтай и пообещал показать интересные места. Договорились на июль и начали подготовку.

На Алтае уже было бесчисленное количество путешественников и фотографов, в воскресном пиаре я много раз публиковал фотографии из этих мест. По этой причине мы с Алексем решили проигнорировать популярные места куда едут все (например, плато Укок) и покататься по укромным уголкам. Плюс ко всему, хотелось придать экспедиции особый смысл: мы договорились сосредоточиться на древних цивилизациях, живших на Алтае. Не искать их (этим благополучно занимаются специальные люди), а посетить места важнейших находок, посмотреть на древние курганы и петроглифы. Известно, что Алтай - археологическая Мекка. Многие вещи найденные, например, в Денисовой пещере относятся к среднему палеолиту, а первые люди появились на Алтае больше полутора миллионов лет назад. В общем, нам показалось, что это достойный мотив для путешествия.

Компания "Терра-Монголия" помогала организовать логистику по Алтаю, а также предоставила отличный грузовик-дом, в котором мы спали по ночам. Про него мы сделали подробное видео, скоро я его выложу. Вообще, по итогам экспедиции Алексей Звонцов подготовил около дюжины роликов. Среди них наша особая гордость - интервью с женщиной, которая прожила несколько лет с Агафьей Лыковой, известной отшельницей-староверкой...

Многие, кто был на Алтае, на самом деле всего лишь подъезжали к курортам на предгорье. Мы же проехали весь горный массив по кругу, можно посмотреть по карте маршрут. Он довольно условный, так как навигационное оборудование, установленное компанией "Ритм", было на грузовике, а он передвигался от одного места ночлега к другому самым коротким маршрутом. Мы же на легковушках изрядно петляли, заезжая то сюда, то туда. На озеро Телецкое зашли с юга и прошли до севера по воде, останавливаясь на кордонах:

Алтайский край и республика Алтай - два разных региона Российской федерации. Первый довольно равнинный, граничит с Новосибирской областью. А тот Алтай о котором мы говорим, и куда едут туристы, находится в Республике Алтай, где проживает всего 200 тысяч человек. Столица - Горно-Алайск. Самолеты летают туда через день, поэтому нам пришлось прилететь в Барнаул (Алтайский край), а оттуда пилить четыре часа на машине до Горно-Алтайска:

Отъехав от города, заметили газпромовский щит с фотографией Алексея Эбеля. Автор снимка был очень этому удивлен: рассказал, что давным-давно передал Газпрому фотографии и уже забыл про них. У Алексея свой бизнес и на фотографии он не зарабатывает. Хотя, с Газпрома-то наверно можно было было попросить хорошую компенсацию:

Какие-то французы. Иностранцев на Алтае немного - большинство, как правило, проезжают республику насквозь и едут кататься по Монголии:

Социальный плакат в деревне недалеко от Бийска. Не понятно какую цель он преследует - моральную или национальную:

Въезд в город-курорт Белокуриху. Не успел снять надпись краской от руки "БЕЛОКУРИХА - ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КУРОРТ №1":

В 1867 году в Белокурихе были обнаружены горячие лечебные источники, в 20-х годах прошлого столетия основан курортный поселок. Сейчас Белокуриха действительно является курортом федерального значения, хотя утверждение о "первом" для кого-то может быть спорным:

Древние рисунки на камнях называются петроглифами, в Алтае их очень много. Данный экземпляр в их число не входит - обычная имитация для жителей гостиницы:

Федеральный курорт чем-то похож на Карловы Вары с толстым налетом советской ностальгии в виде хрущевок, панельных пятиэтажек и тому подобного:

В Белокурихе мы последний раз поели более-менее нормальной кухни, после чего отправились в горы, где наш рацион замкнулся на колбасе, сыре и каше. В больших деревнях удавалось найти столовую и отведать пельменей:

Показались первые горные хребты:

Дорога, конечно, не немецкий хайвей, но ехать вполне можно:

Леша невероятный профи. Это видно не только по роликам, которые он сделал, но и по тому как он работает. Леха снимал непереставая, сажал в день по четыре аккумулятора. Половина багажника нашей машины была забита его оборудованием:

Показался грозовой фронт:

За спиной остается Алтайский край с его равнинами...

...впереди - республика Алтай с ее горами и просторами:

У подножия холмов встречаются деревни:

Из магазины вышли недовольные люди. Видимо, водку не завезли.

Дорога начинает петлять большими стежками и "гулять" вверх-вниз:

Каскад водопадов на реке Шинок. Странное название для алтайской реки, учитывая что "шинок" - украинское слово, которое обозначает "питейный дом" или "кабак":

До самих водопадов было довольно долго идти, мы решили не тратить на них время и направились в Денисову пещеру, которая имела в нашем маршруте приоритетное значение:

Раскопки в Денисовой пещере идут уже около двадцати лет. Она является, вероятно, самым известным местом Алтая, содержащим огромные толщи отложений. В них спрятаны более двадцати культурных слоев, представляющих разные эпохи развития человечества.

Пещера стала известна на весь мир в 2009 году, когда археологи обнаружили фалангу мизинца девочки, жившей 40 тысяч лет назад. Исследовав всем миром эту кость, ученые пришли к выводу, что она принадлежала неизвестной популяции человека. Предположительно, это промежуточное звено между homo habilis (человек умелый) и homo erectus (человек прямоходящий) и древними обитателями Евразии - кроманьонцами и неандертальцами:

Приобщиться к археологической жемчужине мирового значения можно по вполне демократичной цене:

Имеется сувенирная лавка:

Как происходит процесс раскопок: археологи копают пещеру, передают ведра с песком коллегам на выходе и те спускают их вниз:

Канатное сооружение называют "пепелац" по причине внешнего сходства с известным летательным аппаратом и характерным звуком:

Внизу песок промывают в поисках ценного и интересного:

Вход в пещеру. Посетителям открыт самый большой, тот который поменьше используется исключительно археологами:

У одного из них Леша сразу взял интервью:

Пещера небольшая. Местами стены покрыты "петроглифами", возраст которых не превышает сотни лет:

Тем не менее, надписи не стирают - самая ранняя датируется 1882 годом и в каком-то смысле тоже является историческим артефактом:

Под куполом пещеры небольшое окно:

А внизу как раз и происходят раскопки. Обратите внимание на красные пометки с цифрами - ими обозначаются слои, по которым определяют возраст и эпоху найденного:

Где то здесь и была обнаружена кость:

Современный артефакт на древних стенах:

Пока мы гуляли по пещере, ребята вышли на воздух и сели попить чая:

Показали нам свежие находки:

Древнее орудие. Археологи попытались воссоздать его первоначальный вид:

После этого мы поехали дальше, нашли удобное место и встали на ночлег.

Видео первого дня:

ПАРТНЕРЫ ЭКСПЕДИЦИИ:

"РИТМ" - разработка и производство систем сигнализации объектов недвижимости и систем мониторинга мобильных объектов.

GETWEAR - шьёт классные джинсы по вашему дизайну и мерке. Штучное производство и технология, недоступная массовому рынку.

ZIAS - один из крупнейших российских производителей систем навесных вентилируемых фасадов.

4SYNC - облачное хранилище для синхронизации файлов между компьютерами, мобильными устройствами и веб аккаунтом.

ДОЛЬКАБАР - Тревл-бар для путешественников на Красина, 7

АДВЕРТОС - нестандартные PR и маркетинговые коммуникации.

Stay Tuned!

Я в других социальных сетях:

promo sergeydolya october 29, 2014 09:07
Скачать/Открыть презентацию рекламных возможностей вы можете тут. Сводный прайс доступен по ссылке. Если вы захотите разместить честную рекламу в этом блоге, то присылайте запрос на ящик: dolya@bigpicture.ru В моем блоге можно разместить рекламу. При этом каждый пост за который мне…
Есть все-таки места! А с погодой не очень везет, по-моему. Или в тех краях всегда так?
А на счет снимка - Газпром, чисто по-человечески, сам должен был компенсацию за снимок предложить.
Вам стоило подняться на канатке. Оттуда открывается удивительный вид на окружающую местность. Да и оттуда можно наблюдать обалденные восходы. И местная достопримечательность скала " Церковка" там же недалеко.
... на реке Шинок. Странное название для алтайской реки, учитывая что "шинок" - украинское слово, которое обозначает "питейный дом" или "кабак"
А чего странного? Сюда приехало много переселенцев из других регионов Российской Империи - среди них вполне могли быть украинцы.
вообще, скорее произошло от "шенек" - с тувинского как "уступ, мыс, излучина реки". на Алтае есть названия именно "Шенек" (например, перевал, который расположен в долине другой реки, но недалеко отсюда).
"Из магазины вышли недовольные люди. Видимо, водку не завезли."

бля, какой же ты уебок, доля. По-твоему за пределами москвы нет занятий кроме пьянки? петросян ты хуев
Красота! Спасибо Лёше за отличные снимки.
Насчёт, как стать русским долго ломал голову, так и не понял, извиняюсь, но придётся остаться бессовестным татарином.
"Шинок" по-алтайски значит "обрывистый". Течёт там маленький ручеёк(вся его протяжённость километров 15-20) в теснине, который (чтобы дойти до первого водопада) нужно перейти с берега на берег раз пятнадцать. Часовая прогулка стОит того. Сперва идёт небольшой скат воды, затем, шагов через триста, 30-метровый водопад уступом, когда вода обрушивается на небольшой карниз, разбивается на миллионы капель, и уж затем падает вниз. А ещё через пятьсот метров с 70-метровой высоты низвергается "жираф" - это самое впечатляющее зрелище. Говорят, что дальше вверх по течению есть ещё несколько водопадов поменее, но сам не видел. Видел только вот это: http://fotki.yandex.ru/users/postmana/album/352757/
Так что Доля опять проехал мимо самого интересного. Пошлые шутки про моих земляков пусть останутся на его совести.