Национальный музей истории Алтая



В Горно-Алтайске есть огромный национальный музей имени Анохина, посвященный истории края. Музей разбит на несколько участков: в одном экспонируются предметы культуры народов каменного века, в других - многочисленные артефакты неолита, энеолита, бронзового века, раннего железного века, скифского времени, древнетюркской эпохи…



Курот Артыбаш расположен на севере Телецкого озера. Это как Листвянка на Байкале - самое популярное и доступное место для туристов. Именно там и закончилось наше путешествие по заповедным кордонам:

3.

По пути в Горно-Алтайск обратил внимание на щиты с социальной рекламой:

4.

"НЕ бросай бутылку - получишь по затылку!
Берегите затылки - НЕ бросайте бутылки!"

Конечно, с точки зрения нормальной социальной рекламы это просто смешно, но меня радует что люди думают о природе и озабочены проблемой мусора. Даже туалет есть на стоянке, посмотрите:

5.

6.

Всю дорогу меня спасала батарейка Power Gorilla - верный спутник в экспедициях вне цивилизации:

7.

Горно-Алтайск:

8.

Мы приехали ради музея Анохина. Вообще, Горно-Алтайск - город небольшой и было очень неожиданно увидеть огромный музей. В свое время Газпром хотел пустить трубу через заповедные места, и чтобы как-то сгладить возмущение местных жителей, подарил городу музей:

9.

В нем представлена вся история Алтая. Тут хранятся многие археологические артефакты, которые иллюстрируют то или иное время, а более древний период воссоздан в виде инсталляций:

10.

Присутствует даже прошлый век, который, если честно, мы старались побыстрее проскочить:

11.

У Шуры шары, а у Васи весы. Привет из советского букваря:

12.

С третьего тысячелетия до нашей эры на Алтае параллельно существовали несколько культур: Афанасьевская культура, Андроновская культура, Окуневская культура, Каракольская культура.

В ранний железный век наступил аржано-майэмирский этап, за ним шла Пазырыкская культура (параллельно ей или внутри нее кара-кобинская культура), затем Хуннская эпоха, Булан-Кобинская культура. В нашей эре на Алтае царствовали древние тюрки, монголы, джунгары, пока в 1765 году Северный Алтай не вошел в состав Российской империи.

13.

Экспозиция пещерного человека. Люди били камни друг о друга, отлетали "отщипы", которые использовали как наконечники для стрел, ножи и т.д.:

14.

Скифы. Экскурсовод призналась, что подготовить должный образом эту инсталляцию не успели, поэтому скифами нарядили манекенов из магазина:

15.

Копия скифского ковра:

16.

Скифская усыпальница: хозяин, нажитое добро и верный конь:

17.

Тюрки. Если не принимать во внимание европейские корни манекена, одеты они были примерно так:

18.

19.

В Булан-Кобинском варианте ритуала от коня решили отказаться, впрочем ценности и золото по-прежнему клали с покойным:

20.

Свистящие стрелы, судя по всему, принадлежали монголам. С их помощью можно было дать сигнал войску или навести страх на противника:

21.

Постепенно выходим из глубины веков:

22.

Модель национального жилища. Слева - половина мужчины, справа женщины. В одной стороне инструменты для охоты, с другой - кастрюли и котелки. Задняя часть, которая дальше от входа самая почетная. Туда приглашали зайти лишь избранных:

23.

Накосные украшения. Прическа алтайца показывала его принадлежность к определенной социально-возрастной группе. Многочисленные украшения имели смысл. Например, эти кожаные мешочки говорили о том что хозяйка аксессуара - многодетная мать. В мешочках, кстати, хранились пуповины новорожденных:

24.

25.

Шаманский бубен:

26.

Джунгары:

27.

И, наконец, наши:

28.

Главная причина постройки музея (после трубы, разумеется) - здесь хранится принцесса Укока, одна из самых значимых археологических находок в мире. Ее обнаружили в слое льда в 1993 году в кургане скифского периода на алтайском плато Укок, возле границы с Монголией. Возраст мумии оценивается в 2,5 тысячи лет. Для сохранности тела была проведена серьезная реконструкция музея и под "принцессу" сделали отдельный зал с особыми климатическими условиями.

По какой-то причине саркофаг оказался закрытым. Но экскурсовод нас точно заверил, что принцесса на месте:

29.

Нам удалось посмотреть лишь на фотографию красавицы:

30.

Примерно так выглядело само захаронение:

31.

32.

Вот такой музей. Будете в Горно-Алтайске - обязательно зайдите:

33.

ПАРТНЕРЫ ЭКСПЕДИЦИИ:



http://ritm.ru/

"РИТМ" - разработка и производство систем сигнализации объектов недвижимости и систем мониторинга мобильных объектов.


http://getwear.com/ru/

GETWEAR - шьёт классные джинсы по вашему дизайну и мерке. Штучное производство и технология, недоступная массовому рынку.


http://zias.ru

ZIAS - один из крупнейших российских производителей систем навесных вентилируемых фасадов.


http://www.4sync.com/

4SYNC - облачное хранилище для синхронизации файлов между компьютерами, мобильными устройствами и веб аккаунтом.


http://dolkabar.ru

ДОЛЬКАБАР - Тревл-бар для путешественников на Красина, 7



АДВЕРТОС - нестандартные PR и маркетинговые коммуникации.


Stay Tuned!



Я в других социальных сетях:


promo sergeydolya october 29, 2014 09:07
Buy for 400 tokens
Скачать/Открыть презентацию рекламных возможностей вы можете тут. Сводный прайс доступен по ссылке. Если вы захотите разместить честную рекламу в этом блоге, то присылайте запрос на ящик: dolya@bigpicture.ru В моем блоге можно разместить рекламу. При этом каждый пост за который мне…
фото 20: ценности и золото клали с покойным
И чего они так этим заморачивались?
Ну да, они ж Библию наверняка не читали:

"Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что
ничего не можем и вынести из него"

Edited at 2013-08-22 05:16 (UTC)
Не совсем корректно говорить что газпром его построил. Музей был и раньше. Просто несколько лет назад была проведена его масштабная реконструкция.
Всю дорогу меня спала батарейка Power Gorilla - верный спутник в экспедициях вне цивилизации

особенно актуально для автоэкспедиций :)))
Помимо принцессы был найдет еще мужчина, который сохранился намного лучше принцессы. Странно что о нем мало кто говорит. Видела обоих в музее этнографии в городе Новосибирске. Привозили их как то сюда. Очень впечатляли татуировки, полностью сохранившееся волосы, одежда.
На 14 фотке туалет на стоянке. Да чтобы я в лесу в туалет пошел да еще и такой современный! Да ни за что! Сядешь бывало под кактус в Южной Калифорнии. Сидишь, глазеешь - красотаааа! Прерии! Каньоны! Стервятник летает, койот подбирается, облизываясь.. Красотааа!
Национальные, краеведческие...
Забавно, на сколько похожи такие музеи в разных городах. Недавно был в краеведческом музее в Мурманске. Там тоже есть инсталляции с чучелами животных, наряды. Есть даже статический океанариум. Может быть конечно я слишком притязателен, но хочется, чтобы эти музеи были хотя бы немного более интерактивны. Почему бы тетушкам, которые стоят почти в каждом зале, как мумии, не одеться в национальные наряды. Почему бы не добавить звуки природы в природных инсталляциях. Сделать инсталляцию той же яранги, в которую можно зайти, и самому ощутить как жили до нас люди.
Re: Национальные, краеведческие...
Возможно, как-то смогу ответить на ваш вопрос:

Музеи заточены на научно-просветительскую, а не развлекательную деятельность, поэтому они просвещают и показывают. Все как в хорошей школе советского периода. Сейчас в школах другая концепция - с детьми играют, обучая. Лет через 10 к этому придут и музеи: интерактивы, ролевые игры и фестивали-реконструкции, музеи начнут активно сотрудничать с национальными общинами в регионах, а те в свою очередь - проводить на территории музеев национальные праздники (обряды, нац. кухня, мастер-классы по выделке кожи, ткачеству и пр.) и привлекать как можно больше туристов и посетителей. Профит со всех сторон.

Некоторые музеи в РФ так уже и делают, создают целые студии, где можно прийти и все "историческое" потрогать. Но эти предметы совсем не исторические, а всего лишь копия, потому что исторические экспонаты подлежат гос. охране и посетителям их в руки не дают.

Музеи переориентируются, будут просвещать, не только показывая экспонаты, но и давая возможность сделать так, как делал первобытный человек. Сделать отщеп или раздуть дым с помощью палочки - не так и просто =).

Наверное, сейчас музеям нужны меценаты и спонсоры. Думаю, все будет =).
"НЕ бросай бутылку - получишь по затылку!
Берегите затылки - НЕ бросайте бутылки!"

И на плакате смятые брошенные банки... Получается, что бутылки бросать нельзя, а банки можно - так, что ли?
Очень классный музей!
Сразу видна серьезная проработка материала по разным периодам и эпохам, многие эпохи реконстрированы в объемных экспозициях, с детализацией.

На фото 23 интересна конструкция юрты.


Например, у бурят тоже были юрты с аналогичными наборными крышами, но чаще все-таки буряты ставили юрты с опорой на столбы.



В архитектурно-этнографическом музее "Тальцы" (музей под открытым небом, Иркутская область) реконстрирован бурятский улус-летник, где представлены 6 деревянных юрт. И они побольше в своих размерах, а следовательно - больше и внутреннее пространство юрты.



Но в бурятских юртах самое почетное место для гостей было не возле супружеской кровати, а на левой - мужской - стороне юрты.
А мне чучела животных в музее не понравились, такая дикость. Бедные звери, зачем их убивать для демонстрации в музее, кому это надо, посетителям? Беречь природу надо, говорите? По мне ЖИВОЙ природой следует любоваться, а не чучелами.