Почему туризм в России превращается в туПизм? (по следам встречи с министром культуры)

(с) voronkov_kirill
Эпиграф: К сожалению, власть до сих пор воспринимает блогеров не как силу, а как папуасов, которых можно купить за стеклянные бусы.
Хочу вернуться к встрече блогеров с министром культуры, который по совместительству отвечает и за
Конечно, меня отговаривали ходить на встречу к нему, но я пошел. Сейчас объясню почему.
Я много путешествую по России и вижу, что с туризмом у нас в большинстве регионов, мягко скажем, не очень. И теперь я понимаю причину. Дело в том, что министру, отвечающему за туризм, гораздо интереснее заниматься памятниками и отработкой политической повестки, чем туризмом. Простой пример. Министерство культуры поддерживает два сайта. Один называется Культура.рф, а второй о туризме... и тут министр задумался секунд на 30, пытаясь вспомнить, какой же сайт о туризме делает Министерство культуры. Потом вспомнил: Раша точка Трэвел.
Если вкратце, сайт уныл и скучен. Хотя, уверен, Тёма Лебедев дал бы ему более экспрессивную и эмоциональную оценку. И это при том, что за этот сайт Министерство культуры заплатило 221 миллион рублей! Из них 5 миллионов рублей за фотографии. Если не брать заглавную страницу, то большинство фотографий на этом сайте сделаны на кнопочный мобильный телефон в плохую погоду левой рукой одноглазым старцем. Зато на каждой фотографии гордо красуется копирайт "Russia.Travel". Видимо, чтобы не украли интеллектуальную собственность:

А еще 7 миллионов заплатили за тексты. Вернее, за то, чтобы кто-то их скопировал из "Википедии", потому что тексты на сайте типа таких:
Бюст А.С. Пушкина был открыт 6 июня 2000 года в небольшом скверике возле Русского драматического театра имени А.С. Пушкина по проспекту Ленина.
Автором бюста является Юрий Орехов (20 апреля 1927 — 18 июля 2001) — скульптор, народный художник России (1988), лауреат Ленинской (1984) и Государственной премий СССР (1982), действительный член Российской академии художеств (1995), почетный член Академии изящных искусств города Каррары (Италия, 1989).
Ощутили жгучий интерес к Пушкину? То-то же.
Я уж молчу о том, что сайт работает жутко медленно и все время тормозит. Обидно, ведь за такие деньги можно было создать прекрасный и полезный продукт, а сделали красивые первые три страницы в надежде, что глубже уже никто не полезет.
Кстати, на сайте нет, например, ничего о Чукотке. Ее нет даже в перечислении регионов России. То есть если верить официальному порталу Министерства культуры, то региона Чукотка нет в России, ну или туризм там развивать смысла нет. И это при том, что через Берингов пролив, всего в 86 километрах, лежит точно такая же земля, с точно такими же сопками и медведями, и зовется она Аляской.
Знаете, сколько Аляска зарабатывает на туризме? Вот данные за 2015 год:
На Аляске 47 тысяч человек работают в сфере туризма! Повторяю по буквам: СОРОК СЕМЬ ТЫСЯЧ человек работают и содержат свои семьи за счет туризма на Аляске.
Налоги, которые получили США в бюджет с компаний, работающих в сфере туризма: 187,8 миллиона долларов. Это больше, чем 10 миллиардов рублей. Миллиардов! И это только налоги!
Туристы потратили на сувениры и прочие туристические услуги 1,94 миллиарда долларов. В рублях это больше 100 миллиардов.
Больше 2 миллионов туристов приехало на Аляску в 2015 году.
А теперь ВНИМАНИЕ!!! Согласно словам начальника чукотского управления по спорту и туризму Евгения Тихомирова, на Чукотку в год приезжает около 400 туристов. Не тысяч, а просто 400 человек в год. На соседнюю Аляску, напомню, приезжает 2 миллиона.
При этом Евгений сейчас заказывает за пару миллионов рублей путеводитель по Чукотке в количестве 2 тысяч штук. Ну что сказать? Конечно, это же просто вещь первой необходимости для того, чтобы увеличить туристический поток в регион. Заодно можно понтануться красивой книжкой перед другими регионами на какой-нибудь выставке, куда кроме чиновников никто не ходит.
Вернемся к главной теме — почему в России все плохо с туризмом. Есть четыре простых правила того, как надо развивать туризм в регионе:
1. Кадры.
2. Турпродукт.
3. Инфраструктура.
4. Маркетинг.
Именно в такой последовательности. Давайте рассмотрим, что происходит у нас в стране с каждым из этих пунктов.
1. Кадры.
Очень важно, чтобы в регионе за туризм отвечал человек, который хоть что-то в этом понимает, а не назначенный по принципу "у Марьи Ивановны из бухгалтерии вроде внук какое-то туристическое ПТУ окончил. Давайте ему поручим. Пусть занимается".
Сейчас мы видим, что у нас даже министр культуры, который отвечает в стране за туризм, про туризм вспоминает с трудом и в последнюю очередь. Во время встречи он нам зачитал свой распорядок дня и встречи, которые у него назначены. Там про туризм не было ничего. Одни памятники, сериалы, кино и библиотеки.
То есть он не понимает, что туризм — это рабочие места и деньги в бюджет, а памятники — это...
Я знаю много стран, где туризм — основная статья дохода бюджета государства, но я не знаю ни одной страны, где сериалы или памятники хотя бы упоминались в бюджете страны.
Оффтопик. Объясните мне, пожалуйста, зачем в нашей стране на каждом углу ставят памятники историческим событиям и личностям? Зачем в Калуге памятник Ивану Третьему? Зачем в Орле памятник Ивану Грозному? Зачем в Москве памятник Владимиру? Они что, как-то увеличивают количество патриотизма на душу населения? Или, может, они являются туристическими достопримечательностями? Я что-то слабо представляю себе человека, который поедет в Калугу ради того, чтобы посмотреть на памятник Ивану Третьему.
Вернемся к теме туризма. С министром все теперь понятно. Но что у нас на местах? Что там с руководителями туризма в регионах? Может, они не такие, как их министр?
Всех под одну гребенку, конечно, нельзя грести. Есть у нас и передовые люди, типа как на Шпицбергене или в Казани. Но в основном...
Давайте опять на примере Чукотки. Я был там месяц с лишним назад. Встречался с начальником управления по спорту и туризму Евгением Тихомировым. Спрашиваю: "Кого вы видите своими основными клиентами? Кто ваш турист?" Он ответил: "Это люди, которым приелась Камчатка, Якутия, Сахалин, Таймыр, Байкал, Алтай и Карелия и они ищут, куда бы еще съездить".
Я в шоке. Спрашиваю еще: "Ну а ради чего людям ехать на Чукотку?" Отвечает: "Ну... не знаю".
Другими словами, вместо того, чтобы активно привлекать туристов и конкурировать с соседями, Чукотка надеется на туристов, которые выберут ее по остаточному принципу.
У региона нет четкого позиционирования себя на фоне соседей. Отсутствует понимание своих основных конкурентных преимуществ. Отсутствует понимание того, ради чего люди будут приезжать на Чукотку.
В общем, первый пункт "Кадры" у нас провален на всех уровнях.
2. Турпродукт.
Турпродукт — это не "дайте нам клиента, а мы тут для него индивидуально сделаем все, что он захочет". Турпродукт — это кнопка на сайте турагента в Москве: "Купить тур на Чукотку".
Сегодня клиенты не любят сами составлять себе программу, не любят принимать решения, не любят выбирать, не любят думать. Они хотят получить стандартизированное предложение, которое уже кто-то за них продумал и составил и которое включает в себя основные достопримечательности и триггеры. Эдакий туристический "Макдоналдс". Они хотят заплатить деньги, купить билет и страховку, прилететь и чтобы их дальше водили за ручку.
Турпродукт — это набор ярких образов и фотографий, которые регион продает клиенту за фиксированную цену по принципу "все включено". То есть вся логистика, вся еда (кроме алкоголя), все проживание и вся экскурсионная программа уже включены.
Вот пример Дубая. Хотите остановиться на один день?
Хотите на 3 дня? Нет проблем:
Неделя? Да пожалуйста:
Сейчас у нас турпродукт существует всего в паре регионов. То есть и второй пункт у нас провален.
3. Инфраструктура.
У нас в стране есть аэропорты, дороги, гостиницы, кафе и рестораны, музеи, турбюро и развлекательные центры. Все это есть, но работает разобщенно и плохо. Виной недофинансирование и плохое управление.
Тем не менее, глупо говорить, что у нас нет инфраструктуры, поэтому туристы к нам не едут. Мы сегодня не умеем пользоваться тем, что у нас уже есть.
Инфраструктура — это уже не просто управленческие усилия, это уже деньги, которые можно потратить, но строить базы отдыха надо после того, как ты сделал турпродукт и понимаешь, что здесь пройдет туристический маршрут, а не наоборот, как повсеместно у нас: "Рядом с Ёлкино Михал Михалыч базу построил. Надо бы туристов туда ему направить".
Рассусоливать про инфраструктуру не буду. Тут все более-менее очевидно.
4. Маркетинг.
Вся программа должна быть завернута в яркую обертку: презентация с красивыми фотографиями + видеоролик о программе с захватывающими солнечными кадрами, трофейной рыбой, белыми медведями, китами, моржами, девушками в бикини и т.д.
Сейчас такой визитной карточки нет ни у одного региона России. Есть какие-то потуги, но они с трудом похожи на, например, вот это:
Нужно выбрать десяток турагентств, которые будут продавать ваш турпродукт. Провести тур для представителей каждого из этих агентств, чтобы продавцы на своем опыте рассказывали о вашем турпродукте. В каждую группу на непроданные места добавлять блогеров/журналистов.
Активно развивать соцсети региона. Инстаграм-аккаунт каждого города и достопримечательности. Хештеги.
Инфоповоды для федеральных новостных СМИ — считай, бесплатная реклама.
Все это у нас, к сожалению, делается левой ногой через правое плечо. Ну а про продвижение отдельно взятых достопримечательностей я уж даже не заикаюсь. Вот вам пример рекламы аэропорта в Лондоне:
Подытоживая: у нас в стране плохо с туризмом, потому что мы плохо работаем в этой сфере. У нас есть потенциал, но мы его не развиваем. Ваш К.О.
Так вот, возвращаюсь к тому, что я обещал объяснить, зачем пошел на встречу с министром. Я считаю, что если ты не просто диванный тролль, а хочешь что-то изменить в стране, то недостаточно сидеть перед монитором и строчить комментики. Надо действовать. Надо что-то менять. А действовать можно, только соприкасаясь с теми людьми, которые сейчас у власти. Без взаимодействия с ними ничего не изменить.
Целью моей было донести до министра, что он плохо работает в сфере туризма и что страна из-за его любви к сериалам и неправильно расставленных приоритетов страдает.
К сожалению, министру об этом слушать было неинтересно. Он предпочитал рассказывать нам о том, какие замечательные сценарии он пишет и сколько у него еще идей для фильмов. Увы, складывается впечатление, что цель министерства — втюхивать нам про патриотизм и величие, не обращая внимания, что кругом — полная лажа, как это наглядно демонстрирует ситуация с туризмом.
Ну что ж. По крайней мере я попытался.
***
P.S. Пока министерство снимает большое патриотеческое кино, буду выполнять его функции. Вот ролик о том, чем можно заняться в чукотском Анадыре, если вы туда прилетели всего на один день:
Подписывайтесь на мой канал в Youtube
Подписывайтесь на обновления в ЖЖ
ССЫЛКИ НА МОИ СОЦСЕТИ
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ ДЛЯ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ
✈ Лучшие цены на авиабилеты
✈ Лучшие цены на отели
✈ Лучший подбор туров
✈ Лучшие цены на ЖД билеты
✈ Лучшая медстраховка
✈ Необычные экскурсии от местных жителей
✈ Лучшие цены на аренду авто
✈ Бесплатная поездка на Uber
✈ Лучшая симка для путешествий
✈ Лучший кэшбек
✈ Лучший интернет-магазин
плакать или радоваться?
Можно подумать,
а с туризмом - да, даже вот урал, очень много мест, куда стоит поехать, но инфу приходится собирать по разным источникам и самим планировать поездки
А то что вы описали - это нынешняя реальность, перечитайте в посту как это исправить;)
https://www.youtube.com/watch?v=kIifmjqimF8
И к этому человеку вы ходите разговаривать о туризме...
Это не сарказм, я серьезно. Вы бы пошли?
http://tchaykovsky.info/blog_b/bezmozfir.htm
за пять минут знакомства с сайтом нашел одну свою
Например, как устроен арт-рынок в Европе?
Основной механизм оценки картин — аукцион.
Если нет аукциона (и речь о том, что художник ещё новый и неоценённый, то есть у него пока не было продаж), то тогда есть оценщики, которые определяют стоимость картины по аналогам. И аукционы и оценщики выстраиваются в "лестницу престижности" (мой термин): в начале творческой карьеры эстимейт (оценочная стоимость) работ художника ещё неизвестна и сильно плавает. Он идёт на конкурс. Призы на простом (не элитном) конкурсе — чисто символические. Зато что делают организаторы конкурса? Вскладчину они приглашают такого оценщика, который недоступен (ни по деньгам, ни по статусу) начинающему художнику индивидуально. Зато этот оценщик пробегает по картинам и просто молча вешает ценники. Затем на них смотрят организаторы конкурса и раздают первые-вторые-третьи места. Как вы понимаете, двух первых или пятидесяти третьих (как у конкурсов ТСХР в московском ЦДХ) мест быть не может. Но зато даже те, кто не занял совсем никаких мест, вс равно получают признанную рынком оценку своих работ. С которой дальше идут на аукцион — уточнять эту оценку. Сперва на аукцион открытый (это который попроще и берёт всех, а не только из числа приближенных), а уже потом (сформировав портфолио продаж) на закрытый и дальше.
Открытый аукцион в стране один. Один, Карл! Открыт двумя девушками-юристками в 2000-ом году. В Екатеринбурге. Соответственно, для оценки стоимости художника в других городах он не пригоден — потому что у нас в стране огромная ценовая разница в уровне жизни. В Москве аукционы есть. Целых три (и совсем недавно открыли четвёртый). Все поголовно — закрытые. Один берёт только нумизматику, второй — исключительно антиквариат, а третий — только художников из ViP-списка. И ни один не отвечает на емейл.
Конкурсы есть. Но! Они не то, чтобы не приглашают оценщика. Они даже об этом не знают! И не дают рекламу художников, не пытаются делать вообще ничего для раскрутки… Хотя единичные работы с выставочных стен вроде бы продаются и комиссия организаторов обычно 20..30%, они вроде бы должны быть заинтересованы в увеличении продаж. Но дело тут в том, что после начала текущего кризиса кураторы выставок просто переключились с заработка от покупателей на… заработок с художника. Теперь они даже не рассматривают ни вопросов продажи картин, ни вопросов раскрутки самих художников. Они просто ожидают получить с них деньги за участие в конкурсе и составляют тарифные планы: «поучаствуй в одной бесполезной выставке и получил скидку на следующую бесполезную выставку в 40%»!
Поэтому что-то реально продают художники не на "рынке" (хоть я и не люблю это слово, но оно обозначает у нас «организованный капитализм»), а на базаре (что означает у нас «стихийный и неразвитый капитализм»): в переходе на улице, в каких-то торговых центрах без освещения и других случайных местах. Всё это размазано в тонкий блин без вертикальной интеграции — а следовательно, без арт-рынка как такового. И это мнение видных и состоявшихся экспертов, а не моё, как программиста. Я просто проделал некую работу и собрал дайджест свежих интервью, новостей и т.п.
Например, по оценке известных экспертов, в кризис 2008-2009 гг из страны уехало до 80% коллекционеров. В текущий кризис — ещё 80% от тех оставшихся 20% после прошлого. В итоге известных коллекционеров в стране осталось… ровно 5 человек. Пять, Карл!!! Действительно известных. Ну и человек 50 арт-дилеров. А вот такой массовой культуры, когда европейский выпускник третьего класса заявил бы вам, что он не ест мороженое, чтобы купить картины, которые подорожают к тому моменту, как он выйдет на пенсию, у нас просто не существует. Соответствующей культуры инвестиционной покупки предметов искусства в России за 35 лет реформ так и не появилось. Ведь искусство (по меткому выражению кого-то из видных местных арт-деятелей) кто покупает? Правильно, буржуи. А буржуям у нас, как известно по народному мнению, где место? Конечно, на Соловках! Поэтому приличный человек искусство в России с целью на этом заработать никогда не возьмёт. А если покупает, то только как срочный подарок кому-то на ДР вечером после работы (если ничего другого днём организовать не успел). Или чтобы заткнуть картиной дырку в обоях. В итоге в текущий кризис даже появилась новая оценка: эксперты начали заявлять об окончательной смерти российского арт-рынка, как явления в стране. Но причина отсутствия — отнюдь не кризис. Причина имхо — отсутствие рынка из-за отсутствия рыночных механизмов, таких как аукционы.
Например, на втором этаже ЦДХ постоянно проходят выставки с недельной длительностью. В течение недели картины выставляются. По субботам мог бы приходить оценщик и развешивать эстимейты (см. выше). По воскресеньям после этого мог бы приходить аукционист и со стартовой ценой в 100 рублей без резерва (цены, ниже которой не продадут) снимать эти же картины со стен и стучать по ним молотком.
А народ должен видеть в новостях, что аукционы проходят: а) постоянно, б) известно где и в) доступны всем (как для покупки, так и для продажи).
Вот если Мединскому нужен информационный повод, то мог бы это всё и организовать.