Почему туризм в России превращается в туПизм? (по следам встречи с министром культуры)


(с) voronkov_kirill

Эпиграф: К сожалению, власть до сих пор воспринимает блогеров не как силу, а как папуасов, которых можно купить за стеклянные бусы.

Хочу вернуться к встрече блогеров с министром культуры, который по совместительству отвечает и за тупизм туризм в стране.

Конечно, меня отговаривали ходить на встречу к нему, но я пошел. Сейчас объясню почему.

Я много путешествую по России и вижу, что с туризмом у нас в большинстве регионов, мягко скажем, не очень. И теперь я понимаю причину. Дело в том, что министру, отвечающему за туризм, гораздо интереснее заниматься памятниками и отработкой политической повестки, чем туризмом. Простой пример. Министерство культуры поддерживает два сайта. Один называется Культура.рф, а второй о туризме... и тут министр задумался секунд на 30, пытаясь вспомнить, какой же сайт о туризме делает Министерство культуры. Потом вспомнил: Раша точка Трэвел.

Если вкратце, сайт уныл и скучен. Хотя, уверен, Тёма Лебедев дал бы ему более экспрессивную и эмоциональную оценку. И это при том, что за этот сайт Министерство культуры заплатило 221 миллион рублей! Из них 5 миллионов рублей за фотографии. Если не брать заглавную страницу, то большинство фотографий на этом сайте сделаны на кнопочный мобильный телефон в плохую погоду левой рукой одноглазым старцем. Зато на каждой фотографии гордо красуется копирайт "Russia.Travel". Видимо, чтобы не украли интеллектуальную собственность:




А еще 7 миллионов заплатили за тексты. Вернее, за то, чтобы кто-то их скопировал из "Википедии", потому что тексты на сайте типа таких:

Бюст А.С. Пушкина был открыт 6 июня 2000 года в небольшом скверике возле Русского драматического театра имени А.С. Пушкина по проспекту Ленина.

Автором бюста является Юрий Орехов (20 апреля 1927 — 18 июля 2001) — скульптор, народный художник России (1988), лауреат Ленинской (1984) и Государственной премий СССР (1982), действительный член Российской академии художеств (1995), почетный член Академии изящных искусств города Каррары (Италия, 1989).


Ощутили жгучий интерес к Пушкину? То-то же.

Я уж молчу о том, что сайт работает жутко медленно и все время тормозит. Обидно, ведь за такие деньги можно было создать прекрасный и полезный продукт, а сделали красивые первые три страницы в надежде, что глубже уже никто не полезет.

Кстати, на сайте нет, например, ничего о Чукотке. Ее нет даже в перечислении регионов России. То есть если верить официальному порталу Министерства культуры, то региона Чукотка нет в России, ну или туризм там развивать смысла нет. И это при том, что через Берингов пролив, всего в 86 километрах, лежит точно такая же земля, с точно такими же сопками и медведями, и зовется она Аляской.

Знаете, сколько Аляска зарабатывает на туризме? Вот данные за 2015 год:

На Аляске 47 тысяч человек работают в сфере туризма! Повторяю по буквам: СОРОК СЕМЬ ТЫСЯЧ человек работают и содержат свои семьи за счет туризма на Аляске.

Налоги, которые получили США в бюджет с компаний, работающих в сфере туризма: 187,8 миллиона долларов. Это больше, чем 10 миллиардов рублей. Миллиардов! И это только налоги!

Туристы потратили на сувениры и прочие туристические услуги 1,94 миллиарда долларов. В рублях это больше 100 миллиардов.

Больше 2 миллионов туристов приехало на Аляску в 2015 году.

А теперь ВНИМАНИЕ!!! Согласно словам начальника чукотского управления по спорту и туризму Евгения Тихомирова, на Чукотку в год приезжает около 400 туристов. Не тысяч, а просто 400 человек в год. На соседнюю Аляску, напомню, приезжает 2 миллиона.

При этом Евгений сейчас заказывает за пару миллионов рублей путеводитель по Чукотке в количестве 2 тысяч штук. Ну что сказать? Конечно, это же просто вещь первой необходимости для того, чтобы увеличить туристический поток в регион. Заодно можно понтануться красивой книжкой перед другими регионами на какой-нибудь выставке, куда кроме чиновников никто не ходит.

Вернемся к главной теме — почему в России все плохо с туризмом. Есть четыре простых правила того, как надо развивать туризм в регионе:

1. Кадры.
2. Турпродукт.
3. Инфраструктура.
4. Маркетинг.

Именно в такой последовательности. Давайте рассмотрим, что происходит у нас в стране с каждым из этих пунктов.

1. Кадры.

Очень важно, чтобы в регионе за туризм отвечал человек, который хоть что-то в этом понимает, а не назначенный по принципу "у Марьи Ивановны из бухгалтерии вроде внук какое-то туристическое ПТУ окончил. Давайте ему поручим. Пусть занимается".

Сейчас мы видим, что у нас даже министр культуры, который отвечает в стране за туризм, про туризм вспоминает с трудом и в последнюю очередь. Во время встречи он нам зачитал свой распорядок дня и встречи, которые у него назначены. Там про туризм не было ничего. Одни памятники, сериалы, кино и библиотеки.

То есть он не понимает, что туризм — это рабочие места и деньги в бюджет, а памятники — это...

Я знаю много стран, где туризм — основная статья дохода бюджета государства, но я не знаю ни одной страны, где сериалы или памятники хотя бы упоминались в бюджете страны.

Оффтопик. Объясните мне, пожалуйста, зачем в нашей стране на каждом углу ставят памятники историческим событиям и личностям? Зачем в Калуге памятник Ивану Третьему? Зачем в Орле памятник Ивану Грозному? Зачем в Москве памятник Владимиру? Они что, как-то увеличивают количество патриотизма на душу населения? Или, может, они являются туристическими достопримечательностями? Я что-то слабо представляю себе человека, который поедет в Калугу ради того, чтобы посмотреть на памятник Ивану Третьему.

Вернемся к теме туризма. С министром все теперь понятно. Но что у нас на местах? Что там с руководителями туризма в регионах? Может, они не такие, как их министр?

Всех под одну гребенку, конечно, нельзя грести. Есть у нас и передовые люди, типа как на Шпицбергене или в Казани. Но в основном...

Давайте опять на примере Чукотки. Я был там месяц с лишним назад. Встречался с начальником управления по спорту и туризму Евгением Тихомировым. Спрашиваю: "Кого вы видите своими основными клиентами? Кто ваш турист?" Он ответил: "Это люди, которым приелась Камчатка, Якутия, Сахалин, Таймыр, Байкал, Алтай и Карелия и они ищут, куда бы еще съездить".

Я в шоке. Спрашиваю еще: "Ну а ради чего людям ехать на Чукотку?" Отвечает: "Ну... не знаю".

Другими словами, вместо того, чтобы активно привлекать туристов и конкурировать с соседями, Чукотка надеется на туристов, которые выберут ее по остаточному принципу.

У региона нет четкого позиционирования себя на фоне соседей. Отсутствует понимание своих основных конкурентных преимуществ. Отсутствует понимание того, ради чего люди будут приезжать на Чукотку.

В общем, первый пункт "Кадры" у нас провален на всех уровнях.

2. Турпродукт.

Турпродукт — это не "дайте нам клиента, а мы тут для него индивидуально сделаем все, что он захочет". Турпродукт — это кнопка на сайте турагента в Москве: "Купить тур на Чукотку".

Сегодня клиенты не любят сами составлять себе программу, не любят принимать решения, не любят выбирать, не любят думать. Они хотят получить стандартизированное предложение, которое уже кто-то за них продумал и составил и которое включает в себя основные достопримечательности и триггеры. Эдакий туристический "Макдоналдс". Они хотят заплатить деньги, купить билет и страховку, прилететь и чтобы их дальше водили за ручку.

Турпродукт — это набор ярких образов и фотографий, которые регион продает клиенту за фиксированную цену по принципу "все включено". То есть вся логистика, вся еда (кроме алкоголя), все проживание и вся экскурсионная программа уже включены.

Вот пример Дубая. Хотите остановиться на один день?



Хотите на 3 дня? Нет проблем:



Неделя? Да пожалуйста:



Сейчас у нас турпродукт существует всего в паре регионов. То есть и второй пункт у нас провален.

3. Инфраструктура.

У нас в стране есть аэропорты, дороги, гостиницы, кафе и рестораны, музеи, турбюро и развлекательные центры. Все это есть, но работает разобщенно и плохо. Виной недофинансирование и плохое управление.

Тем не менее, глупо говорить, что у нас нет инфраструктуры, поэтому туристы к нам не едут. Мы сегодня не умеем пользоваться тем, что у нас уже есть.

Инфраструктура — это уже не просто управленческие усилия, это уже деньги, которые можно потратить, но строить базы отдыха надо после того, как ты сделал турпродукт и понимаешь, что здесь пройдет туристический маршрут, а не наоборот, как повсеместно у нас: "Рядом с Ёлкино Михал Михалыч базу построил. Надо бы туристов туда ему направить".

Рассусоливать про инфраструктуру не буду. Тут все более-менее очевидно.

4. Маркетинг.

Вся программа должна быть завернута в яркую обертку: презентация с красивыми фотографиями + видеоролик о программе с захватывающими солнечными кадрами, трофейной рыбой, белыми медведями, китами, моржами, девушками в бикини и т.д.

Сейчас такой визитной карточки нет ни у одного региона России. Есть какие-то потуги, но они с трудом похожи на, например, вот это:









Нужно выбрать десяток турагентств, которые будут продавать ваш турпродукт. Провести тур для представителей каждого из этих агентств, чтобы продавцы на своем опыте рассказывали о вашем турпродукте. В каждую группу на непроданные места добавлять блогеров/журналистов.

Активно развивать соцсети региона. Инстаграм-аккаунт каждого города и достопримечательности. Хештеги.

Инфоповоды для федеральных новостных СМИ — считай, бесплатная реклама.

Все это у нас, к сожалению, делается левой ногой через правое плечо. Ну а про продвижение отдельно взятых достопримечательностей я уж даже не заикаюсь. Вот вам пример рекламы аэропорта в Лондоне:



Подытоживая: у нас в стране плохо с туризмом, потому что мы плохо работаем в этой сфере. У нас есть потенциал, но мы его не развиваем. Ваш К.О.

Так вот, возвращаюсь к тому, что я обещал объяснить, зачем пошел на встречу с министром. Я считаю, что если ты не просто диванный тролль, а хочешь что-то изменить в стране, то недостаточно сидеть перед монитором и строчить комментики. Надо действовать. Надо что-то менять. А действовать можно, только соприкасаясь с теми людьми, которые сейчас у власти. Без взаимодействия с ними ничего не изменить.

Целью моей было донести до министра, что он плохо работает в сфере туризма и что страна из-за его любви к сериалам и неправильно расставленных приоритетов страдает.

К сожалению, министру об этом слушать было неинтересно. Он предпочитал рассказывать нам о том, какие замечательные сценарии он пишет и сколько у него еще идей для фильмов. Увы, складывается впечатление, что цель министерства — втюхивать нам про патриотизм и величие, не обращая внимания, что кругом — полная лажа, как это наглядно демонстрирует ситуация с туризмом.

Ну что ж. По крайней мере я попытался.

***

P.S. Пока министерство снимает большое патриотеческое кино, буду выполнять его функции. Вот ролик о том, чем можно заняться в чукотском Анадыре, если вы туда прилетели всего на один день:







Подписывайтесь на мой канал в Youtube

Подписывайтесь на обновления в ЖЖ

ССЫЛКИ НА МОИ СОЦСЕТИ


ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ ДЛЯ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ
Лучшие цены на авиабилеты
Лучшие цены на отели
Лучший подбор туров
Лучшие цены на ЖД билеты
Лучшая медстраховка
Необычные экскурсии от местных жителей
Лучшие цены на аренду авто
Бесплатная поездка на Uber
Лучшая симка для путешествий
Лучший кэшбек
Лучший интернет-магазин
promo sergeydolya october 29, 2014 09:07
Buy for 400 tokens
Скачать/Открыть презентацию рекламных возможностей вы можете тут. Сводный прайс доступен по ссылке. Если вы захотите разместить честную рекламу в этом блоге, то присылайте запрос на ящик: dolya@bigpicture.ru В моем блоге можно разместить рекламу. При этом каждый пост за который мне…
Все потому что "начальник управления по спорту и туризму". Два разных направления и оба в полной жопе :( Но управляют этим один человек, который не разбирается ни в чем.
за патриотизмом прячут много всего...
а с туризмом - да, даже вот урал, очень много мест, куда стоит поехать, но инфу приходится собирать по разным источникам и самим планировать поездки
Мест куда поехать много, но в большинстве этих мест очень хотелось бы хоть капельку сервиса за уплаченные деньги. Это не какие то труднодоступные места, это маршруты выходного дня. Но по цене люкса в какой нибудь южной стране стране из тех что любят россияне, мы получаем сарай с панцирной койкой и туалетом на улице. Съездив отдохнуть один раз в таком месте, человек принимает правильный выбор и едет отдавать свои денежки тем же туркам.
Сергей, ты прав. Слесарю слесарево. А то затрахали со своими колчаками, николаями вторыми и прочей дребеденью. Делом надо заниматься, делом.
Вы постоянно говорите, что вы вне политики. Но вы все понимаете, почему у нас в стране все так плохо с тем же туризмом. И вы просто боитесь сказать об этом прямо - с этой властью у нас не будет никакого туризма никогда. Тут главное удержать наворованное всеми средствами, о каком туризме может идти речь? Если только еще больше наворовать. А вы своими словами про "я вне политики, не хочу туда лезть" просто показываете, что боитесь потерять свой бизнес, свой образ жизни. И приходится вам сидеть на двух стульях. Вроде бы и видите, что все плохо, но лучше отделаться общими словами конечно, что "есть потенциал, его надо развивать", а сказать прямо - что пока ворье сидит и покрывает другое ворье - ничего у нас никогда не будет.
"Выступление человека, называющего себя «министр культуры России», на открытии греческого отеля Pomegranate, принадлежащего сыну генпрокурора Артёму Чайке и жене замгенпрокурора Ольге Лопатиной."

https://www.youtube.com/watch?v=kIifmjqimF8

И к этому человеку вы ходите разговаривать о туризме...
Сайт russia.travel и вправду позорище. Категория Активный отдых \ Водный туризм содержит (внимание!) плавательные бассейны всяких городов. Это каким идиотом надо быть, чтобы бассейн запихать в водный туризм - я не знаю.
У меня, как любителя живописи (если хотите, так называемого реинкарнационного художника-автодидакта), хороший технический взгляд со стороны. А т.к. я увлекся живописью всего пару лет назад, то надеюсь, что этот взгляд ещё остался незамыленным. При этом, когда я только начал заниматься, первым делом проделал то, что программисты у себя называют «research» — то есть тотальное исследование вопроса практически по всем доступным открытым источникам в Интернете. И составил что-то типа дайджеста для понимания ситуации. Итог перед Вами.

Например, как устроен арт-рынок в Европе?
Основной механизм оценки картин — аукцион.

Если нет аукциона (и речь о том, что художник ещё новый и неоценённый, то есть у него пока не было продаж), то тогда есть оценщики, которые определяют стоимость картины по аналогам. И аукционы и оценщики выстраиваются в "лестницу престижности" (мой термин): в начале творческой карьеры эстимейт (оценочная стоимость) работ художника ещё неизвестна и сильно плавает. Он идёт на конкурс. Призы на простом (не элитном) конкурсе — чисто символические. Зато что делают организаторы конкурса? Вскладчину они приглашают такого оценщика, который недоступен (ни по деньгам, ни по статусу) начинающему художнику индивидуально. Зато этот оценщик пробегает по картинам и просто молча вешает ценники. Затем на них смотрят организаторы конкурса и раздают первые-вторые-третьи места. Как вы понимаете, двух первых или пятидесяти третьих (как у конкурсов ТСХР в московском ЦДХ) мест быть не может. Но зато даже те, кто не занял совсем никаких мест, вс равно получают признанную рынком оценку своих работ. С которой дальше идут на аукцион — уточнять эту оценку. Сперва на аукцион открытый (это который попроще и берёт всех, а не только из числа приближенных), а уже потом (сформировав портфолио продаж) на закрытый и дальше.
А теперь о том, как это в России ((

Открытый аукцион в стране один. Один, Карл! Открыт двумя девушками-юристками в 2000-ом году. В Екатеринбурге. Соответственно, для оценки стоимости художника в других городах он не пригоден — потому что у нас в стране огромная ценовая разница в уровне жизни. В Москве аукционы есть. Целых три (и совсем недавно открыли четвёртый). Все поголовно — закрытые. Один берёт только нумизматику, второй — исключительно антиквариат, а третий — только художников из ViP-списка. И ни один не отвечает на емейл.

Конкурсы есть. Но! Они не то, чтобы не приглашают оценщика. Они даже об этом не знают! И не дают рекламу художников, не пытаются делать вообще ничего для раскрутки… Хотя единичные работы с выставочных стен вроде бы продаются и комиссия организаторов обычно 20..30%, они вроде бы должны быть заинтересованы в увеличении продаж. Но дело тут в том, что после начала текущего кризиса кураторы выставок просто переключились с заработка от покупателей на… заработок с художника. Теперь они даже не рассматривают ни вопросов продажи картин, ни вопросов раскрутки самих художников. Они просто ожидают получить с них деньги за участие в конкурсе и составляют тарифные планы: «поучаствуй в одной бесполезной выставке и получил скидку на следующую бесполезную выставку в 40%»!

Поэтому что-то реально продают художники не на "рынке" (хоть я и не люблю это слово, но оно обозначает у нас «организованный капитализм»), а на базаре (что означает у нас «стихийный и неразвитый капитализм»): в переходе на улице, в каких-то торговых центрах без освещения и других случайных местах. Всё это размазано в тонкий блин без вертикальной интеграции — а следовательно, без арт-рынка как такового. И это мнение видных и состоявшихся экспертов, а не моё, как программиста. Я просто проделал некую работу и собрал дайджест свежих интервью, новостей и т.п.

Например, по оценке известных экспертов, в кризис 2008-2009 гг из страны уехало до 80% коллекционеров. В текущий кризис — ещё 80% от тех оставшихся 20% после прошлого. В итоге известных коллекционеров в стране осталось… ровно 5 человек. Пять, Карл!!! Действительно известных. Ну и человек 50 арт-дилеров. А вот такой массовой культуры, когда европейский выпускник третьего класса заявил бы вам, что он не ест мороженое, чтобы купить картины, которые подорожают к тому моменту, как он выйдет на пенсию, у нас просто не существует. Соответствующей культуры инвестиционной покупки предметов искусства в России за 35 лет реформ так и не появилось. Ведь искусство (по меткому выражению кого-то из видных местных арт-деятелей) кто покупает? Правильно, буржуи. А буржуям у нас, как известно по народному мнению, где место? Конечно, на Соловках! Поэтому приличный человек искусство в России с целью на этом заработать никогда не возьмёт. А если покупает, то только как срочный подарок кому-то на ДР вечером после работы (если ничего другого днём организовать не успел). Или чтобы заткнуть картиной дырку в обоях. В итоге в текущий кризис даже появилась новая оценка: эксперты начали заявлять об окончательной смерти российского арт-рынка, как явления в стране. Но причина отсутствия — отнюдь не кризис. Причина имхо — отсутствие рынка из-за отсутствия рыночных механизмов, таких как аукционы.
Соответственно, от Мединского ожидается создание: а) доступного, б) периодического, в) офлайнового, и г) постоянно освещаемого прессой аукциона. Но при этом он должен остаться в так назывпемом "открытом" формате.

Например, на втором этаже ЦДХ постоянно проходят выставки с недельной длительностью. В течение недели картины выставляются. По субботам мог бы приходить оценщик и развешивать эстимейты (см. выше). По воскресеньям после этого мог бы приходить аукционист и со стартовой ценой в 100 рублей без резерва (цены, ниже которой не продадут) снимать эти же картины со стен и стучать по ним молотком.

А народ должен видеть в новостях, что аукционы проходят: а) постоянно, б) известно где и в) доступны всем (как для покупки, так и для продажи).

Вот если Мединскому нужен информационный повод, то мог бы это всё и организовать.