Сталинская дорога-призрак (видео)



В свете предстоящих праздников хочется вспомнить о послевоенных событиях. Немалая часть нашей страны была построена силами пленных немцев и заключенных. И не надо быть историком, чтобы знать этот факт — во многих городах, особенно в Сибири, есть целые районы, возведенные "из-под палки". Но не всем амбициозным советским стройкам было суждено закончиться успехом.

В 1947 году Сталин задумал построить Трансполярную магистраль, дублирующую Северный морской путь по земле. Над сооружением дороги работали 80 000 человек, в основном заключенные. Качество укладки полотна было очень низким, не попадающим даже под классификацию легких железнодорожных путей. Спустя шесть лет после начала работ умер Сталин и объявили амнистию. Было освобождено около 1 200 000 заключенных. Основная масса работавших на Трансполярной стройке попали под амнистию и также были освобождены. В тот же месяц правительство приняло решение об остановке всех работ, и построенные участки оказались заброшенными. Стоимость незавершенного строительства была оценена в 1,8 миллиарда рублей. Эти деньги, а главное, силы и жизни людей оказались выброшены на холодный северный ветер.

Я уже рассказывал эту историю в прошлых постах, а сегодня хочу поделиться небольшим видеороликом, который записал проезжая дорогу-призрак (см. выше). А под катом история и фотографии...




От Нового Уренгоя до Надыма идет хорошая асфальтированная дорога:

3.

Правда, пейзаж не отличается разнообразием:

4.

По пути было замечено нечто, отдаленно напоминающее европейские rest area — площадки, где можно съехать с дороги, размять ноги и отдохнуть. Это, конечно, самый базовый вариант, но отличное начало. Главное, чтобы это стало тенденцией по всей стране:

5.

Надым — небольшой городок между Уренгоем и Салехардом:

6.

На въезде стоит мамонт. Вообще, мамонты стоят везде на Севере России, от Ханты-Мансийска до Якутска. Их можно назвать негласным символом этого региона:

7.

Как и Уренгой, Надым оказался весьма симпатичным и современным городом. Вот что газ животворящий делает:

8.

В центре стоят новые многоэтажки (ну, если сравнивать с другими северными городами, где преобладают двух-трехэтажные дома барачного типа):

9.

Некоторые довольно оригинально раскрашены:

10.

Обедали в грузинском (!) ресторане, который был спрятан на отшибе в каких-то гаражах. Зато внутри оказалось все очень красиво и, что важно, вкусно:

11.

Наши экспедиционные куртки привнесли в гардероб некоторое оживление. Обратите внимание на таксофон с тремя кнопками: "Такси эконом", "Такси комфорт" и "Экстренный вызов":

12.

В Надыме асфальт заканчивается и начинается "зимник" — дорога, существующая только зимой, когда все болото замерзает. Перед тем как заехать на зимник, необходимо зарегистрироваться. Точно такую же процедуру надо пройти на съезде с дороги. Это делают для того, чтобы власти знали, сколько человек находится на зимнике, и принимали меры по их спасению в случае "недоезда" до выездной контрольной точки:

13.

Зашел к мужикам в сторожку и сфотографировал карту автозимника Салехард — Надым:

14.

Весь зимник идет вдоль сталинской 501-й стройки:

15.

501-я стройка — часть магистрали Салехард — Игарка:

16.

Почти вся дорога заброшена. Построенное полотно, насыпь, мосты, лагеря и поселки разрушаются от времени. Мы вышли из машин, чтобы посмотреть артефакты того времени, и нашли портрет Сталина. Сталин оказался бережно упакован в пленку, кто его тут повесил — загадка. Под портретом написано: "Несите службу бдительно, я слежу за вами". Этот бережно упакованный портрет весьма кощунственно смотрится перед входом в бараки, в которых жили и умирали заключенные:

18.

Бараки строителей занесены снегом, но вокруг мы нашли вытоптанную тропинку:

19.

Значит, не одни мы интересуемся историей. Хотя мне сложно представить дальнобойщиков, останавливающихся тут, чтобы посмотреть на сталинские бараки, а туристы на этом зимнике появляются, мягко скажем, не часто:

20.

Внутри жутковато. Это жилой корпус. Тут видны остатки нар, на которых спали заключенные:

21.

Много сигарет, хлеба и пустых бутылок водки. Их оставляют в память о погибших:

22.

Сложно представить, как люди жили и работали здесь шесть лет:

23.

Кажется, достаточно недели в этом безжизненном пейзаже, чтобы сойти с ума:

24.

25.

Заправка на зимнике. Останавливаться не стали, показалось, что она нерабочая:

26.

К ночи показались огни Салехарда:

27.

28.

Stay Tuned!


Подписывайтесь на мой канал в Youtube

Подписывайтесь на обновления в ЖЖ

ССЫЛКИ НА МОИ СОЦСЕТИ

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ ДЛЯ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ
Бесплатная поездка на Uber
Лучшие цены на отели
Лучшая симка для путешествий
Лучший подбор туров
Лучшая медстраховка
Лучший кэшбек
Лучшие цены на ЖД билеты
Лучший интернет-магазин

promo sergeydolya october 29, 2014 09:07
Buy for 400 tokens
Скачать/Открыть презентацию рекламных возможностей вы можете тут. Сводный прайс доступен по ссылке. Если вы захотите разместить честную рекламу в этом блоге, то присылайте запрос на ящик: dolya@bigpicture.ru В моем блоге можно разместить рекламу. При этом каждый пост за который мне…
30 марта в Москве ОАО "РЖД" и ПАО "Газпром" заключили соглашение о совместной реализации инвестиционного проекта по строительству Северного широтного хода (СШХ) Обская – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево и железнодорожных подходов к нему.
Блогеры жалеют пленных немцев - их работать заставляли, бедненьких. То ли дело в немецком плену, да? А также всяких власовцев с полицаями да бандеровцами.
В первом плену--рассказывал мой дед, угнанный под Кёльн подростком--жил у фермера, кормили вместе с работниками, там же и пиво попробовал в первый раз. Спал привязанным за ногу.Удрал вместе с товарищем, пока фермер на ярмарке вертелся. Покружили по Кёльну и пошли домой. Их поймали, прикрепили к другому фермеру, тот не кормил, но и не запрещал у животных на ферме брать, ну и подворовывали пацаны. Навредили ему по весне и удрали, шли домой, попались в плен, теперь уже в лагерь. Кормили скудно, но регулярно вплоть до последнего месяца,в день когда американцы освободили, часть пленных всё же не сдержалась и переела до заворота кишок. Дед с товарищем, им тогда лет по 14 было, отказались остаться на расселение и с четырьмя банками американской тушенки и пачкой сублимированного хлеба пошли домой, в Кобеляки. Вышли на своих--опять в лагеря загремели. На 501-ю, как предатели родины. Вот там не кормили, дед говорил, что даже мечтать о еде было больно до коликов. Как выжил, сам не знает.Если бы не навыки строительства, полученные в немецком лагере, и не молодость то не выдержал бы физической нагрузки с тем не-кормлением. Кору жевать помогало. Первым делом, как женился, погреб сделал и тройной запас еды и всего для выживания туда заложил.И о 501-й один раз только оговорился, а то всё молчал о том, где он был.
Вышли на своих--опять в лагеря загремели.
В это верю,это по-нашему.по-свойски.
Новсёттаки немцы никогда русских баварским пивом неуслаждали.А даже
уничтожали.А дед вашв немецком безвременьи попал.
это не плен, а т. н. остарбайтер.
501-я создана в сер. 1947 г. и поэтому туда невозможно было загреметь в 1945 г. И смертность там была ок. 1 % в год (как и на воле). Формулировки "предатель Родины" не было. По 58-й статье ответственность была с 16 лет.
Надо обязательно пёрнуть накануне 9 мая
"Немалая часть нашей страны была построена силами пленных немцев..."
Пленные немцы не построили и сотой части того, что разрушили.
Re: Надо обязательно пёрнуть накануне 9 мая
Какой сотой тысячной части. Разрушенные деревни и посёлки на счёт идут десятками тысяч. "За время войны пострадали сотни наших городов, было разрушено свыше 70 тыс. посёлков, сёл и деревень, около 32 тыс. промышленных предприятий, 65 тыс. км железнодорожных путей, разорены и разграблены 98 тыс. колхозов, 1876 совхозов, 2890 машинно-тракторных станций."
Да им всей Германией 50 лет восстанавливать.
Ну, надо же, сколько соплей и слез Доля здесь напустил по поводу нескольких тысяч пленных немцев. А, ты уже и забыл про миллионы людей, замученных в фашистких коцлагерях и как их трупы потом бульдозерами в ямы сваливали. Или по твоему, этого не было. Тебе уже давно пора валить из России к своим друзьям в Европу. Там у вас будет возможность насладится разговорами о жестокости сталинского режима. Только, вот, бабки чо то вы все в России делете и при этом российскую историю помоями поливаете.