Дятловцы погибли в результате несчастного случая
(В палатке произошел взрыв смеси паров спирта с воздухом)
Я понимаю, что большинству "исследователей", вьющихся вокруг темы Перевала Дятлова, раскрытие этой тайны совсем не нужно. Сегодня Перевал Дятлова стал Уральским брендом и превращен в коммерческий проект, поэтому никто не позволит умереть этой тайне. Я также понимаю, что среди этих "исследователей" есть энтузиасты, которые с чистыми помыслами пытаются разгадать тайну этой трагедии. Именно этим людям я адресую свою версию с надеждой, что она поможет им понять, что не существует никакой "жгучей тайны ХХ века", а есть обыденный несчастный случай, который легко объясняется с позиций сегодняшнего дня. Суть несчастного случая состоит в том, что в палатке произошел взрыв смеси паров спирта с воздухом. Как это произошло сейчас объясню, опираясь только на факты уголовного дела. И если в результате ознакомления с этой версией хоть несколько человек поверят мне и откажутся от погружения в эту тему, смогу считать свою задачу выполненной. Предвижу, что заявление о взрыве вызовет резкую эмоциональную реакцию у большинства "исследователей", но я ориентируюсь на серьезных и спокойных читателей, знающих уголовное дело и имеющих минимальные знания по физике и химии, хотя бы в объеме школьной программы. Прежде чем перейти к изложению версии необходимо пояснить содержание терминов, которыми придется оперировать: "взрыв" и "палатка".
Вначале о "взрыве".
В данном случае речь пойдет не о привычном нам взрыве твердого вещества: бомбы, снаряда, ракеты или тротила, в результате которых следуют разрушения, горячие осколки, оторванные руки ноги и кругом кровь. Речь пойдет о другом типе взрыва, о так называемом объемном взрыве (ОВ), когда взрывается некоторый объем паровоздушной, газовоздушной или пылевоздушной смеси. Это особый тип взрыва и работает он совсе подругому. Его единственным поражающим фактором является воздушная ударная волна. Такой взрыв ничего не дробит, не ломает; он только разбрасывает предметы и людей, но его ударная волна в 5-8 раз мощнее, чем от взрыва соответствующего колличества твердой взрывчатки. Этот взрыв обладает коварным специфическим свойством: - его растянутая во времени ударная волна и следующая за ней зона разряжения до 0,15 атм. разрушают внутренние органы человека и прежде всего легкие при этом не оставляют на теле никаких следов. В этом его особенность и визитная карточка. Поэтому в палатке не могло быть оторванных конечностей или крови. Не могло быть и следов пожара т.к. взрыв длится сотые доли секунды и за этот краткий миг в промокшей палатке ничего не успевает воспламениться. Кроме того, в зоне взрыва моментально выгорает весь кислород, а без него ничего не может гореть. В 1959 году об этих особенностях ОВ ничего не знали; серьезные исследования по нему начались лишь в 60-е годы в результате чего была создана "вакуумная бомба", снаряды и другие виды вооружения. И хотя судмедэксперт Возрожденный говорил о похожести травм ребят на удар воздушной волны ему и следователям не хватило специальных знаний, чтобы развить эти предположения до реальной версии.
Теперь о термине "палатка"
Палатка это место происшествия, вещьдок, несущий массу информации, но именно вокруг нее за 60 лет накопилось множество искажений и откровенной лжи. Главной укоренившейся ложью стало убеждение всех в том, что палатка была разрезана притом самими погибшими ребятами. На самом деле палатку никто не резал не изнутри, не снаружи; она была разорвана и все основные повреждения на ней являются разрывами, а не разрезами. Что это именно так может убедиться любой не ленивый, прочитав акт экспертизы палатки. В нем эксперт Чуркина пишет, что только три небольших повреждения с размерами 32, 42 и 89 см., расположенные в правом верхнем углу палатки, являются разрезами, а все остальные повреждения являются разрывами. "Все остальные повреждения" - это 5 продольных разрывов на правом скате и один на левом длиной около метра каждый. Есть документальное подтверждение того, что эти три малых дыры (разрезы) были сделаны поисковиками Слобцовым и Шаравиным в день обнаружения палатки 26 февраля, которые орудовали собственным ножом и ледорубом чтобы заглянуть и залезть в палатку. Т.е. до обнаружения палатки на ней не было никаких разрезов, а были только разрывы. Разрезы или разрывы? - это очень принципиальный вопрос. Если палатка признается разрезанной то следует искать ответ на вопрос: - что заставило ребят резать палатку и раздетыми выйти на мороз. А если палатка признается разорванной то надо искать ответ на вопрос: - какое событие произошло в палатке, которое разорвало ее. Не стоит тратить время на выяснение того, как эта ложь родилась. Скажу лишь, что первым запустил эту утку следователь Иванов. В своем постановлении о прекращении уголовного дела он разрывы, проделанные взрывом, назвал разрезами и с тех пор "разрезанная палатка" прочно поселилась в мозгах всех Дятловедов, порождая все новые дикие версии, в которых участвует операция разрезания.
Из материалов УД известно, что палатка "была установлена по штормовому" т.е. заглублена в снег и надежно зафиксирована растяжками. На фотографии найденной палатки видно, что около колена Коптелова, сидящего на корточках, воткнута фиксирующая палка; она утоплена в снег по самое кольцо. Это говорит о том, что в месте установки палатки глубина снега была минимум полтора метра и в нем необходимо было вырыть яму 2 х 4 метра. Эту работу выполняли Кривонищенко и Дорошенко, они вычерпывали снег ведром и котелками. Опуская подробности, можно сказать, что получилось тесное, но вполне комфортное укрытие. И если принять во внимание слой наметенного на крыше снега, то установленная палатка скорее походила на землянку, построенную в снегу. Она не трепетала на ветру и не продувалась сквозняками. Для дыхания была организована минимально необходимая струя свежего воздуха, поступающая под две растегнутые пуговицы на входе и далее шла к отверстию в торце палатки под дымовую трубу. Снаружи был ветер и снег, а в палатке при горящих свечах было светло, тепло и даже немножко уютно. Никто не спал и не лежал, стопка одеял была не разобрана ребята сидели без верхней одежды и без головных уборов, писали выпуск "Вечернего Отортена".
Но вот беда. Работая в глубоком снегу в лыжных ботинках Дорошенко и Кривонищенко промокли по пояс, ноги окоченели, создалась аварийная ситуация, грозящая простудой. Выхода не было, надо было срочно снимать обувь и брюки, несмотря на присутствие двух дам. Они вынуждены были прибегнуть к старому народному средству: - растереть окоченевшие ноги спиртом и возможно немножко принять во внутрь. Так оно и было потому, что на полу валялись следы закуски - корочки от корейки и сухари.
Какой спирт? Откуда спирт?
Будем честными. Спирт у ребят был и довольно много. О колличестве его можно судить по флягам, в которых зимой не носят воду или соки, а носят водку или спирт. Емкость фляги той поры составляла 750 мл.; известны хозяева фляг; по ним можно установить у кого сколько было спирта. Кривонищенко -750 мл., Колеватов - 750 мл, Золотарев - 750 мл. (Предлагал местным жителям обменять спирт на шкурку соболя), в аптечке - 500 мл. Итого - 2750 мл. Логично предположить, что ребята расходовали спирт пропорционально пройденному пути, тогда к вечеру 1 февраля у них должно было остаться 1370 мл. Спирт (этанол) очень летуч и хорошо испаряется при любой температуре. Расчеты показывают, что для испарения, например, 200 мл. спирта с одного квадратного метра поверхности, имеющей температуру ноль градусов, достаточно 15 минут. Т.е. при растирании замерзших ног у Дорошенко и Кривонищенко условия для испарения спирта были вполне приемлемыми. Пары спирта тяжелее воздуха, они скапливались на дне палатки, повышая концентрацию смеси. Общеизвестно, что смесь паров спирта с воздухом при концентрации паров 3,28 - 18 % по об. взрывается от контакта с открытым огнем. Упомянутые 200 мл. спирта при испарении способны создать взрывоопасное облако объемом около 2000 литров. Это мощная бомба, которую ребята принесли с собой. И когда уровень взрывоопасной смеси поднялся до уровня горящих свечей раздался взрыв. Контуженные и оглушенные Кривонищенко и Дорошенко так и остались босыми и без брюк; в таком виде, в одних кальсонах они дошли до кедра, а брюки и верхняя одежда остались в палатке.
Ниже привожу материальные следы взрыва:
1. Взрыв нанес смертельные травмы внутренним органам и прежде всего разрушил легкие. "Баротравма легких возникает при резком повышении (или понижении) давления на 0,1 - 0,15 атм.. Такого перепада давления достаточно для разрыва легочной ткани". ( Судебная медицина). Эти поражения подтверждаются и результатами вскрытия. Практически у всех внутренние кровоизлияния, а "при надавливании на легкие выделяется в большом количестве пенистая кровянистая жидкость". Это смертельная травма но она сохранила на некоторое время способность к самостоятельному передвижению. Ребята умирали тяжело и мучительно от нарастающего удушья, от нехватки кислорода. Об этом свидетельствуют их жуткие посмертные позы. Недаром ООН в 1976 году специальной резолюцией запретила использование объемного взрыва и боеприпасов с использованием его принципов "как негуманных средств ведения войны, вызывающих чрезмерные страдания людей". Первой упала Зина Колмогорова, затем Слободин, потом Дятлов и т.д. до оврага.
2. Взрыв нанес и множество внешних травм. Ударная волна разбросала ребят и привела их к столкновению телами, локтями, головами, а также с поднятыми взрывом различными предметами: котелки, кружки, ведро, обувь и т.д. В одно мгновение ребята получили более 100 мелких и серьезных травм.
3. Взрыв мгновенно и одновременно нарушил у всех психику и сознание, повредил зрение и слух. Это проявилось в том, что все их действия были нелогичными с точки зрения здравого смысла: уход из палатки раздетыми, не взяв с собой теплых и других необходимых вещей, отход от палатки шеренгой ("следы их то сходились, то расходились") Так нормальные люди по глубокому снегу не ходят; легче идти гуськом, оставляя за собой тропинку. И все их последующие действия были сумбурными и не результативными.
4. "Палатка была разорвана в клочья" - это выражение местного прокурора Темпалова, впервые увидевшего найденную палатку. Взрыв проделал в ней 5 продольных разрывов на правом скате и один на левом длиной более метра каждый и она как укрытие перестала существовать.
5. Взрыв разорвал все растяжки по периметру палатки; на фотографии видны их только обрывки.
6. Взрыв выбросил наружу и отбросил на расстояние до 20 метров различные личные вещи: тапочки, шапочки, носки, коробку с пленками, сверток с личными вещами Дятлова носок отломаной лыжи и т.д. Из показаний Карелина:"Около палатки я нашел чурбачок, он наверняка имел отношение к печке". Карелин прав этот чурбачок действительно имел отношение к печке, он служил ей подставкой чтобы не прожечь дно палатки. Он тоже был выброшен взрывом и по пути нанес самую загадочную травму головы Тибо.
7. Трое часов остановились с близким временем: 8 час. 38 мин., 8 час. 45 мин. и 8 час. 15 мин. Маловероятно, чтобы у трех часов, принадлежащих различным хозяевам, одновременно кончился завод. Можно предположить, что на их остановку повлиял удар воздушной волны. Если показания часов усреднить, то можно утверждать, что взрыв произошел в 20 час. 30 мин. по местному времени.
Этот перечень следов взрыва можно продолжить и удвоить но думаю в этом нет необходимости. Осталось дать ответ на последний вопрос: почему ребята остановились в неудобное время в неудобном месте. Ответ содержится в травме Зины Колмогоровой. "В области поясницы правой боковой поверхности туловища, правой половины живота осаднение кожи ярко красного цвета в виде полосы размером 29 х 6 см." Это говорит о том, что у нее порвалась левая лямка рюкзака и она некоторое время пыталась нести рюкзак на одной правой лямке, разбивая в кровь бедро. Но потом сказала: "Все, больше не могу!" Перераспределять груз ее рюкзака между всеми в тех условиях было невозможно поэтому было принято решение об аварийной остановке.
Такова горькая правда, она проста и понятна. Здесь нет никакой загадки и тайны, а есть обыденный несчастный случай из-за неосторожного обращения со спиртом в плохо вентиллируемом замкнутом помещении. Предлагаю прекратить все дальнейшие расследования как не нужные и оставить, наконец, в покое души погибших ребят.
Шитиков Геннадий. shitikov36@mail.ru
Journal information