Авиаликбез

Судя по 800 комментариям, оставленным к теме об аварийной посадке А-330, тема аэрофобии близка и знакома многим пассажирам. Как верно подметил letchikleha, причина бесконтрольного страха в авиационной безграмотности самих пассажиров.

Я предлагаю пилотам и людям имеющим отношение к авиации, таким как letchikleha, aviacomment, romadm, yabortprovodnik, aviator_ru, airbus_2006, africo, inkohnita, sky_hopper (кого забыл?), взять на себя труд и написать цикл коротких статей для "испуганных пассажиров" . А я даже уже и планчик набросал:

Перед полетом
Взлет
Набор высоты
Полет
Нештатные ситуации
Снижение
Посадка
Летчики вне самолета

Желательно написать простым доступным языком и объяснить причину различных звуков, вибраций и маневров. Все, что может испугать пассажира.

В свою очередь, всех "пассажиров", прошу оставить интересующие вас вопросы о полете в комментариях к данному посту. Для примера я начну с парочки (ответы на большинство из них я знаю):

Что означают 4 колокольчика перед самым взлетом?
Что за громкий звук я иногда слышу в эирбасах перед взлетом из-под пола, похожий на звук механизации крыла?
Может ли самолет упасть от турбулентности?
Иногда самолет очень сильно заваливается на крыло при маневрах. Есть ли у пилотов ограничитель?
После взлета мотор резко начинает работать тише - что произошло?
Что произойдет, если заглохнет один двигатель?
Что произойдет, если в самолет попадет молния?
Как летчики готовятся к полету?
Куда летчики идут после полета и как проходят паспортный контроль за рубежом (получают ли каждый раз отметку в паспорт)?
И т.д.

Хотите ли вы почитать такой цикл статей?

Да
2795(95.4%)
Нет
135(4.6%)


Это статья из журнала Brussels Airlines. Ее любезно прислал мне philous, а на русский перевели aviator_ru и tranceaddicted:

Что за шум?

Самолет, как и любые другие транспортные средства, производит множество странных звуков и действий, которые могут привести непосвященного человека в замешательство.
Brussels Airlines понимает тревогу своих пассажиров, поэтому мы подготовили это краткое руководство для вашего спокойствия.

■ Непосредственно перед запуском двигателей (или после него) освещение и система кондиционирования внезапно выключаются и включаются обратно.
Не беспокойтесь - это переключение источников питания, от внешнего генератора к генератору на борту.

■ Во время руления Вы видите, что части крыла отодвигаются вниз и назад.
Не беспокойтесь - это закрылки, которые позволяют увеличить подъемную силу во время взлета. После взлета они будут убраны до самой посадки.

■ Сразу же после взлета Вы слышите шум из-под пола.
Не беспокойтесь - это шасси убираются в корпус самолета.

■ Во время набора высоты звук двигателей становится тише.
Не беспокойтесь - тяга двигателей уменьшается после использования взлетного режима. Также, непосредственно перед началом снижения, двигателям устанавливают минимальную тягу.

■ При наборе высоты (или заходе на посадку) Вы слышите жужжащий звук изменяющийся в тональности.
Не беспокойтесь - это звук агрегата, который приводит в движение закрылки. Вы снова услышите этот же шум незадолго до посадки, когда закрылки будут выпущены еще раз.

■ Вы видите, что во время болтанки законцовка крыла колеблется вверх и вниз.
Не беспокойтесь - крыло очень гибкое и рассчитано на нагрузки при турбулентности.

■ Вы видите мерцающий свет через окна.
Не беспокойтесь - обычно это стробы (проблесковый маячок белого цвета) на законцовке крыла отражаются от окружающих облаков. Молнии могут также быть видны в ночное время, но это не является прямым указанием на расстояние до грозы - её эпицентр обычно намного дальше.

■ После приземления Вы слышите "задувающий" звук (иногда с увеличением шума от двигателя).
Не беспокойтесь - это реверс тяги двигателя, система направляет реактивную струю вперед, что позволяет замедлить самолет.

■ После приземления Вы ощущаете резкое торможение, иногда сопровождающиеся вибрацией.
Не беспокойтесь - торможение может быть интенсивным или плавным, в зависимости от длины взлетно-посадочной полосы. Вибрации идут от противоюзового устройства (как ABS в машине), которая предотвращает скольжение колес на мокрой полосе.


UPDATE 1: sky_hopper написал интересную статью о турбулентности.
UPDATE 2: letchikleha написал вселяющую надежду статью о надежности самолетов.
UPDATE 3: sky_hopper написал статью о человеческом факторе и предполетной подготовке пилотов.
UPDATE 4: inkohnita написал статью о строгости проверки приборов самолета перед полетом
UPDATE 5: africo написал подробную статью о предварительной подготовке пилотов перед каждым полетом
UPDATE 6: sky_hopper написал статью о том, что делают с дебоширами на борту
UPDATE 7: aviacomment написал статью о том боятся ли летать сами лётчики
UPDATE 8: letchikleha написал статью о предпосадочной подготовке, снижении, заходе на посадку и самой посадке
UPDATE 9: anna_paradi написала статью о том, как выглядит система TCAS, предотвращающая столкновение самолетов
UPDATE 10: sky_hopper написал статью о системе управления ресурсами CRM
UPDATE 11: sky_hopper написал статью о погоде и ее влиянии на полет
UPDATE 12: africo написал статью о взлете самолета
UPDATE 13: letchikleha написал статью об опасных метеоявлениях
UPDATE 14: letchikleha написал продолжение статьи об опасных метеоявлениях
UPDATE 15: letchikleha отвечает на многие вопросы, касающиеся авиации
UPDATE 16: aviacomment написал статью о том , что происходит в кабине во время полета
UPDATE 17: artemacis написал статью для пассажиров о подготовке к полету
Метки:
promo sergeydolya october 29, 2014 09:07
Buy for 400 tokens
Презентация обо мне: https://yadi.sk/d/QkMzPpAE3UrpXv Прайс-лист: https://yadi.sk/i/oQntHABS3UrpZE Если вы захотите разместить рекламу в этом блоге, то присылайте запрос на ящик: sergeydolya@gmail.com ССЫЛКИ НА МОИ СОЦСЕТИ
Прочитал все страницы. Даже спустя несколько месяцев, меня начинает трясти от одних воспоминаний о последнем полете, будто и я сейчас все то же, что и тогда.

Недавно, в конце лета возвращались из Турции в Таллинн. Пилот при подлете, предупредил, что пи посадке будет "небольшая болтанка" из-за порывистого ветра.

До этого полета, я боялся летать, но не до такой степени.

Во время приземления, я практически распрощался с жизнью. Сильная болтанка, "ямы" (когда все внутри как бы ухает), то резко и очень сильно вжимало в кресла (как при наборе высоты), то отпускало так, будто вообще ничего не держит.

У меня несколько вопросов, ответы на которые очень важны для меня:

1. Правильно ли считать, что в хвосте самолета, пассажир испытывает перегрузки, тряску и чувствует ямы намного сильнее, чем такой же пассажир, сидящий в начале (ближе к носу) салона?

2. Какой самый опасный этап полета - взлет или посадка?

3. Болтанка и ямы - зачастую объясняется "мастерством экипажа" или все таки, чаще погодой. Аналогия может быть неуместна, но это как с такси, когда водитель резко дергает машину.

4. Какие самые опасные по статистике самолеты?

5. Мог ли самолет упасть в описываемой мной выше ситуации, возникшей при полете из Турции в Эстонию?



Я не знаю кто как, но меня пугает не сам полет (или боязнь предстоящего полета), меня пугает то, что я совершенно НИКАК не могу повлиять (контролировать) ситуацию. В машине, по крайней мере создается хотя бы ложная уверенность (но мне ее достаточно) контроля над ситуацией. Я понимаю, что мне в лоб может выехать водитель встречной машины, я понимаю, что у меня может лопнуть колесо, что машину может занести в дождь и прочее, прочее, но ей богу проще, зная что это ты сам держишь руль, и можешь съехать на обочину в любой момент.

Edited at 2009-10-30 12:17 (UTC)
1. Да, в хвосте потрясывает побольше чем в середине самолета. Амплитуда колебаний зависит от расположения центра тяжести и центра аэродинамического давления самолета.

2. И взлет и посадка могут быть опасны. Нужно смотреть на другие факторы, погоду, направление ветра, отказы в самолете, человеческий фактор.

3. Нет болтанка объясняется только погодой, а именно воздухом, его потоками и направлениями.

4. http://aviation-safety.net/index.php - этот сайт вам поможет. Там вся статистика.

5. Скорее все зависит от других факторов. Например человеческого. Самолет может разбиться просто от ошибки или отказа, при том внешние погодные условия будут отличными. По вашему вопросу - самолеты спроектированы так, чтобы летать в таких погодных условиях без проблем.